Когда из семьи изымают более одного ребенка и их же передают в новую семью, таким детям сложно перестроиться на новые роли. Сохраняя память о прошлом дети так же сильно отстаивают и свои роли сложившиеся в био-семье.
Моя Вероника была старшим ребенком и ей активно насаждалась мысль об её ответственности за младшую сестру.
Придя в наш дом она никак не смирялась с мыслью, что она:
- Не старшая
- Не должна ухаживать за Евой
- В доме есть ответственный взрослый и это не она
Достаточно продолжительное время Вероника "контролировала" меня.
- Меняю подгузник, она его снимает и надевает новый приговаривая, что я всё делаю неправильно.
- Готовлю смесь для кормления, она мне указывает, о не верном количестве насыпанной смеси.
- Держу ребенка на рукам, слышу: "Не правильно"
Каждую минутку, когда она думала, что я не вижу сидела у кроватки Евы, говорила: "Скоро мама нас заберет, а эта нам не мама"
Когда же Ева научилась говорить "мама" Вероника злилась, обижалась и требовала, что бы именно ее называли "мама".
В каждой ролевой игре она была мамой, а Ева её дочкой. В такие моменты она требовала называть её мама. Слыша заветное слово она расцветала и смотрела на меня торжественно и победоносно: - "Видишь, слышишь, ты не мама. Я здесь - мама. Ева моя!"
Конечно же после игры Ева бежала ко мне и кричала "мама" это сильно расстраивало и злило Веронику. Она кидала игрушки, вскакивала и убегала в другую комнату. Потом возвращалась и собирала всё по местам.
Мне приходилось почти ежедневно ей внушать: -
"Ты не взрослая, я - взрослая. Ты не мама для Евы, у тебя будут свои дети. У Евы есть одна мама и это я. Никогда этого не изменится, никто и никогда вас у меня не заберет. У тебя, Вероника, есть две мамы, прошлая и я. У Евы была и есть только одна мама - я. Сейчас ты можешь быть мамой толоко для кукол, потому не учи Еву глупостям, она маленькая и её сложно разобраться где игра, а где нет."
Вероника слушала, но слышать не хотела. На другой день все повторялось. На протяжении полутора лет был день сурка, ей сложно было отпустить эту роль.
Таким детям не просто отказаться от ответственности возложенной на них био-родителями.
Непросто вернуть их к роли ребенка, внушить, что они могут расслабиться и просто жить, играть, не думая о ненужных именно сейчас вещах.