Антитеррористическое подразделение "Дельта", созданное еще в 60-х годах, в США считается элитным, прямо-таки мегапрофессиональным. Однако и на его счету были страшные, я бы даже сказал эпичные провалы. Один из таких ярких провалов - операция "Орлиный коготь".
Для чего американцам потребовалось проводить операцию "Орлиный коготь"? Все дело в том, что 4 ноября 79-го года прямо в иранской столице (Тегеран) толпа молодых людей, при этом крайне радикально настроенных, захватила американское посольство. Дипломатов охраняли 10 военнослужащих армии США, которые, разумеется, никакого адекватного сопротивления огромной разъяренной толпе фанатиков оказать не смогли. Но почему иранцы решили захватить посольство? Да потому что в США укрыли беглого иранского шаха Мохаммеда Резу Пахлеви. В общем и целом толпа смогла взять в заложники 66 человек, однако 13 из них позже отпустили (отпустили почему-то всех чернокожих, всех женщин и одного больного американца).
На этом фоне в США начали думать, что делать. Думали-думали и решили задействовать спецподразделение "Дельта" и авиацию в виде 3 транспортных самолетов и приданных им самолетов-заправщиков, а также 8 вертолетов. 93 бойца "Дельта" должны были прибыть к Тегерану, после чего разделиться на 3 отряда. 2 отряда должны были освободить заложников непосредственно в самом американском посольстве, а оставшемуся отряду следовало пробиться к зданию Министерства иностранных дел Ирана и взять штурмом его, ибо к тому времени там также находилось в плену нескольких американских дипломатов. На все это дело отрядам выделялось 45 минут. Еще из интересного - весь личный состав был одет в гражданское, дабы поменьше выделятся, а также имел бесшумное оружие. Но и военные нашивки под одеждой имелись - это чтобы в случае пленения сразу в расход не пустили, чтобы можно было сказать - я американский солдат.
25 апреля 80-го года операция "Орлиный коготь" началась, но буквально с первых же часов все пошло через одно место.
Выяснилось, что то место, куда должны были приземлится вторгнувшиеся в воздушное пространство американские транспортники, расположено рядом с шоссе, по которому достаточно часто проезжали автомобили. Но делать нечего - пришлось садиться там. Далее встал вопрос - как добраться до Тегерана? Конечно же отобрав машины у кого-то из местных. Тут очень удачно нарисовался автобус - его-то бравые американцы и захватили, взяв при этом и водителя, и десятки пассажиров в плен. Судя по всему, все это увидел водитель другой машины - бензовоза, ибо он попытался удрать. Впрочем, сделать ему это не дали - сперва из автоматов, а потом и из гранатометов выстрелили. Что случилось дальше? Бензовоз взлетел на воздух, хоть водитель и успел выскочить в последний момент. Пассажир в машине выскочить не успел, а может уже и не мог - так или иначе, это была единственная гражданская жертва в операции. Ну а этот взрыв привлек внимание вообще всех в округе - стало понятно, что творится что-то неладное. Тут еще и маленький микроавтобус вдруг выехал откуда-то - храбрец за рулем подобрал водителя автобуса и вместе они уехали в сторону Тегерана, - американцы сразу поняли, что его уже не догнать, и в погоню не пустились. Таким образом, фактор внезапности и скрытности был потерян, в данном эпизоде "Дельта" полностью провалила дело.
Но это был еще не конец неудач американцев. Из 8 вертолетов, которые должны были прилететь в назначенное место с авианосца, добрались только 5, ибо 1 сломался в пути, а 1 просто сбился с курса и улетел куда-то не туда. Еще 1 сел, а взлететь не смог - что-то вышло из строя. Таким образом, исправных машин осталось только 5 единиц. Но беда в том, что 5 вертолетов никак не смогли бы забрать весь личный состав и освобожденных заложников к месту эвакуации...
Операция полностью провалилась, и командование США приказало отступать. Все бойцы "Дельты" собрались у самолетов и вертолетов. Но и отступление также превратилось в катастрофу...Видимо, в пустыне поднялась буря, и один из вертолетов, что взлетал самым первым, при взлете в пыли врезался в самолет-заправщик - раздался еще один мощный взрыв и обе машины вместе с 8 пилотами были уничтожены. В это самое время все остальные бойцы, которые находились на земле, решили, что их окружают иранцы - они заняли круговую оборону и начали вести стрельбу куда попало. Постреляв как следует, личный состав сел в самолеты и убыл с позором восвояси, а вместе с ними улетели и вертолетчики, ибо свои машины они заправить не успели, а самолет-заправщик взорвался.
Итак, каков итог? Американцы потеряли авиацию и оставили иранцам 5 целых вертолетов без топлива (ну один поломанный, который не мог взлететь). Что интересно, в вертолетах в панике было брошено много чего интересного - секретные документы, карты, радиокоды и т.д. Иранцы при этом для такой победы не сделали вообще ничего - американцы сами себя победили. Сегодня Иран считает, что та победа - это заслуга Аллаха, и на месте, где американцы сели в пустыне, стоит мечеть.
Возможно, американцы по своему обыкновению сказали бы, что никакой операции не было, но в тот же день, 25 апреля 80-го года, иранцы всему миру показали захваченные вертолеты и все, что осталось от летчиков. Отмазаться от этого в США уже не смогли. Не стерпев такого позора, в отставку ушел госсекретарь США Сайрус Вэнс. К его чести надо сказать, что он с самого начала был против такой операции, но его никто не послушал.
Правда и сами иранцы тоже в конечном итоге сглупили, наделали страшных ошибок, омрачили победу. Прибывшие первыми на место бойцы КСИР не подумали о том, что техника может быть заминирована. А рядом стояли растяжки - так подорвались 2 солдата. В это же самое время из-за несогласованности действий к месту подлетела иранская авиация. Самолеты приняли своих же бойцов за американцев и открыли огонь. Как итог - потери пополнились еще на 4 солдата.
Провал операции "Орлиный коготь" - это один из самых страшных провалов не только спецподразделения "Дельта", а вообще всех спецподразделений США в комплексе за всю историю их существования. Причин провала хватает:
1) Разведка, выбиравшая место приземления самолетов и вертолетов, ошиблась, и нашла место рядом с оживленной с трассой
2) Вертолеты имели ненадлежащее техническое состояние
3) Вертолеты имели экипаж со слабым уровнем подготовки
4) Личный состав подразделения "Дельта" также был обучен слабо - об этом свидетельствует то, что бойцы хоть и поставили растяжки, но не удосужились подорвать технику или хотя бы забрать секретные документы
Дорогие друзья, со всеми вопросами, предложениями, пожеланиями и т.д обращайтесь к нам на почту: mmmmaaaccs@mail.ru. Буду очень благодарен за лайки, дизлайки, комментарии и подписку.