А давайте сегодня посмотрим Джима нашего-мирового Джармуша. Режиссер культовый, артхаусный, тонкий, медитативный. В замедленных, нарочито детальных событиях его картин проглядывает истина. Этакие чеховские "маленькие" люди со своими вечными смыслами (Кофе и сигареты, и Таинственный поезд вполне медитативны, "Мертвец" и "Выживут только любовники" тоже, но будничным их конечно не назвать))). #дошлирукидокина (психолог посмотрел и разобрал).
Таков "Патерсон" (2016, реж. Д. Джармуш), с набиравшим тогда карьерный рост Адамом Драйвером, он чудесен. Фильм из тех, какие отлично пересматривать и находить все новые моменты, мы его уже разбирали несколько лет назад на киноклубе, говоря о поэзии и природе творчества.
Итак, у нас есть водитель Патерсон из городка Патерсон. Такой Иванов из Иванова, или Калугин из Калуги. И даже нет, потому что Патерсон по числу жителей ещё меньше. В благополучных днях сурка героя: работа "от и до", кружка пива по вечерам, вечно жалующийся нормировщик, перекрестки со светофорами, пес-провокатор и красивая жена, упорно и обсессивно (навязчиво) раскрашивающая все подряд поверхности черно-белыми орнаментами (намек на подростковость и экзистенциальность одновременно).
Она творческая, но креативностью ребенка, и конечно не станет выдающейся кантри-певицей или дизайнером. Как не станут знаменитостями и другие мечтатели городка. Именно поэтому они все с такой страстью "коллекционируют" земляков, прославивших свои имена, даже если это всего лишь упоминание о полиомиелите.
Творчество Патерсона иного рода. Он поэт. Из серии "что вижу-то пою")) и здесь вероятно есть некоторый стёб над авангардным Карлосом-Уильямсом Уильямсоном (пусть будет Карлсон, нам привычнее), я специально полезла полюбопытствовала.. то, что в хрестоматиях - это такой типа хармс+маяковский, а то, что у Патерсона - это прям буквализм чукчи) та же форма, но внутри - другое содержание.
Герой Драйвера прост, скромен, он романтик в душе и видит красоту форм земных, поэтому коробок спичек действительно в его глазах может быть таким же объектом восхищения, как и лицо женщины. И это сублимация, конечно же (хорошая взрослая форма психологической защиты!). Он придает таким образом смысл всей вот этой фигне вокруг, потому что если назвать её фигней, то можно сойти с ума. И тут он ближе к мировоззрению Востока, чем западный запад... (мне кажется, этот фильм весь из тавтологий, тут уместны масляное масло и романтичный романтизм!))))
Но однажды он встречает смелую девочку. У которой тоже есть секретный блокнот со стихами, но она вслух читает их. Она тоже любит "Карлсона" и тоже восхищена простыми глубокими вещами. "Вода падает..." - и все.. это уже так много, что больше ничего не нужно.. И она-то как раз имеет шанс вырасти, уехать и стать большой, к примеру, писательницей. Я бы трактовала этот эпизод, как встречу водителя-поэта со своей Анимой. Женской частью, истинно творческой и свободной. Музой. Это не то, что приторная жена, которую он очень любит, но не имеет контакта с ее Душой (иначе он читал бы ей стихи, и сам выбрал бы ей гитару). Муза, которая начинает действовать в его внутреннем пространстве, несмотря на то, что будто бы ничего не происходит.
Патерсон-водитель запоминает и повторяет стихи про водопад, они ведут его глубже спичек в слова из детства. Контакт с Музой случайно-неслучайно провоцирует утрату блокнота, как бы перечеркивая то, что было создано самим же им, как черновик...
И вот кульминация сюжета. Патерсон, уже готовый совсем отринуть свою поэтическую идентичность, встречает чудо. В отличие от эмоциональных событий городских будней типа актера-истерика, двух юных анархистов, поломки автобуса и фермерской ярмарки, японец-почитатель поэзии, оказавшийся в Патерсоне - это слом шаблона. Это, скажем, как встретить в городском парке Иваново если не Илона Маска, то хотя бы.. мушкетера Боярского...
И встреча эта индивидуальная, персональная. Это позволяет предположить все-таки метафору встречи героя с его внутренней фигурой, внутренним Мудрецом. Это контакт, очень важный, исцеляющий. И еще он у водопада, символической и природной структуры (и, кстати, это именно то, что есть истинного у города Патерсона, что не отнять и не счесть, в отличие от имен знаменитостей..). Именно так выглядят инсайты, прозрения, контакт с глубинными смыслами. Именно так происходит контакт с Собой и укрепляется идентичность. И если девочка была музой, то тут, вероятно, пришел сам Аполлон (разве что с восточным колоритом).
Японец дарит водителю (не признавшемуся, что он поэт, но.. но внутренний мудрец все знает...) чистую тетрадь. Взамен сожранного псом блокнота. Творчество как обозначенное и улетевшее птичкой мгновение. Как падающая без причины и цели вода.
Как приглашение и вечно чистый лист. Сильно.
Психологическое содержание: идентичность, отношения в паре, сублимация, ресурс дикой природы, Анима, архетип Мудреца, трикстер, творчество, структура и хаос, верность, творческий кризис.