Найти тему

Две истории о встречах с собаками.

Сильно умничать не буду сегодня, расскажу пару личных историй. Даже не историй, а эпизодов, но связанных с собаками, конечно. С чужими.

Стой, кто бежит!

После первого курса отправились мы в сельхозотряд. Где-то были стройотряды, а у нас - сельхоз. Большой советский совхоз привлекал студентов, для сбора смородины.

Три больших смородиновых сада охранялись сторожами с собаками. На время дневного сбора псов сажали на цепь, рядом с бытовками сторожей. А после нашего ухода собак отпускали.

Как звали чëрного немца я не запомнила - с ним не связано никаких воспоминаний. А вот восточников Абрека и Ладу запомнила хорошо - тому были причины.

К 17 годам я ещё не могла считать себя полноценным собаководом, по возрасту. Я и сейчас всех собак, с которыми выросла называю не "нашими", а папиными. Потому что отвечал за них папа, хотя мне и доверялось с ними гулять, кормить и лечить уши от ушного клеща. Но ни одной выставки собак, в своëм городе - не пропускала. А старый советский учебник по служебному собаководству был зачитан "до дыр". Как и большая подборка журналов о животных, собранная ради собак и лошадей.

В общем, собаки для меня - это было серьёзно, без иллюзий и глупостей, типа попытки потискать незнакомого пса или мыслей от безусловной "хорошести" каждого хвостатого.

Абрек был взрослый, крупный, довольно тяжелый представитель ВЕО. Когда мы приходили утром на работу - встречал нас суровым, предупреждающим лаем. Наши девочки пса боялись, от каждого его " Буфф" вздрагивали и стремились побыстрее взять свои ведëрки, уйти в ряды ягодного кустарника. На работающих людей Абрек не обращал никакого внимания.

Однажды утром, когда мы разбирали вёдра, пëс оказался на свободе. Почему - не знаю. Но он рванул к нам с лаем. И все бросились бежать. И я побежала. Потому что все побежали. От смородинового сада - в яблочный. Самые ловкие даже умудрились залезть на яблони.

Быстрый бег и я - явления несовместимые. Да и мало кто из людей, в принципе, способен бежать быстрее, чем овчарка. А уж если ты бежишь последним - то твоë дело "швах"

Бежала я недолго и недалеко. Первый порыв от коллективного испуга мгновенно сменился интенсивной работой головы. На этой "стометровке" я успела вспомнить всë, что узнала раньше о собаках. И резко остановилась, развернувшись лицом к собаке, опустив руки и слегка наклонив голову чуть в сторону.

За спиной слышались крики "Оля, беги! ".

Абрек подлетел ко мне, два раза подпрыгнул, клацнув зубами у лица и... сел.

Насмерть перепуганный сторож подбежал, пристегнул поводок и увëл собаку. Представляю, как он в своих мыслях получал выговор, а может и терял работу. Не шутка это, вообще - нападение подответственной собаки на студентку.

В один миг я стала кумиром среди однокурсниц. А история про "огромную, страшную, с зубами-ВО! " собаку отправилась за мной на второй курс. Еë рассказывали мои приятельницы первокурсницам, в качестве доказательства "крутизны" обитательницы студенческой общаги, с ростом 156 см.

Сторожа не уволили, только отчитали.

А Абрек, удивительным образом, перестал лаять на нас по утрам.

Рисунок нейросети.
Рисунок нейросети.

Что же произошло? Оказавшись без привычной привязи (маркер прекращения активной охраны) пëс сделал то, что и должен был делать - прогнал людей с охраняемой территории. Плюс включился инстинкт преследования. Поскольку ВЕО, в норме - вполне уравновешенные собаки, он вряд ли сильно возбудился. Я остановилась (за пределами его територии), стала пассивной - погоня утратила смысл. Прыжки с клацаньем стали разрядкой небольшого напряжения. А усевшись, пëс ждал, будут ли от меня действия, на которые он должен отреагировать.

Для самого Абрека это была не вполне штатная ситуация. И мою остановку, с замиранием, он расценил так, как обычно расценивают собаки подобное поведение у своих соплеменников - как нежелание вступать в конфликт. Тем более, что окончание преследования произошло за пределами территории, которую собака считала своей.

С Ладой получилось немного по другому. Мы прогуливались вечером неподалëку от "еë" сада с моим юным поклонником, который без устали пытался добится симпатии рассказами о кроликах и необыкновенно крупных ягодах вишни. Лада выскочила из кустарника и ущипнула за "мягкое место" моего собеседника. Обозначив, таким образом, что мы непозволительно близко подошли к охраняемой территории. И отошла, наблюдая за нами со стороны. Парнишка не пострадал, если не считать небольшой временной болезненности, в месте щипка.

Договорились.

У меня есть соседка, активно собирающая и пристраивающая бездомных собак. Не могу сказать, что еë деятельность сильно мешает. Разве что шумом, иногда. Судя по перекличкам из-за еë забора, состав подопечных периодически меняется. Но, редко там можно различить больше 4 голосов.

Недавно подруга младшего сына сказала, что еë немного напугала активным сближением и лаем рыжая собака среднего размера. Потом эту же собаку видел муж. И всë время в одном и том же месте - снаружи соседкиного забора. Я решила, что какая-то из подопечных нашла лазейку, чтобы выбираться на улицу. И выбираясь, она "присматривает" за внешним периметром.

На днях, затеяв "зелёные" щавелевые щи и отправившись за щавелем на знакомую лужайку, я тоже встретила эту собаку.

Завидев меня, рыжуха сделала несколько шагов рысью в мою сторону, попутно задирая морду и лая. Остановилась. И я остановилась.

Стало любопытно: как пëс отреагирует на имитацию "сигналов примирения" (на самом деле, это не про примирение, но с лёгкой руки Тюрид Ругос этот язык тела принято называть так).

Я повернула голову в бок и постояла так 3 секунды. Когда повернулась прямо - собака тоже повернула голову и постояла примерно такое же время, глядя в сторону. Я медленно пошла вперёд, по слегка изогнутой траектории. Собака, тоже медленно, пошла ко мне. Встретились, остановились. Рыжуха очень осторожно обнюхала мою опущенную руку и колено. И сделала шаг назад. Я пошла дальше, не делая резких движений.

Рисунок нейросети. Собака не похожа, конечно.
Рисунок нейросети. Собака не похожа, конечно.

На обратном пути ритуал повторили, но собака уже меньше волновалась. Она прошла параллельно со мной вдоль периметра своего участка, остановившись строго у его границы. Что подтвердило версию "патрулирования" своей территории.

Собака оказалась вполне договороспособной и действовала "как по учебнику". Но, я надеюсь встретить соседку (она приезжает ухаживать за собаками в разное время и я не всегда знаю о еë присутствии) и помочь ей найти лазейку, через которую рыжая выходит на улицу. Всë же не каждый знает о возможности "договориться" с незнакомой собакой, а есть у нас и такие люди, которые визжат, орут и швыряются камнями в сторону любой собаки. Даже если это хозяйский пëс чуть больше кошки, идущий на поводке.