Этой статьей я предлагаю задуматься о судьбе Газпрома и дивидендах в ближайшие 3 -6 лет , то есть до 2030 года
Но прежде чем , я начну свои рассуждения на этот счет , небольшое отступление.
Написал я тут давеча статью о главном разочаровании дивидендного сезона 2023 года , то бишь о Газпроме.
И мне один читатель написал интересный комментарий - причем в таком стиле и смысле написал , в каком я сам бы мог написать что то подобное:
мол окститесь господа , вам за 2022 год дали невероятные 51 руб дивидендов (на дату отсечки +20% див доходность) , а вы еще бурчите с недовольными лицами , все вам мало. Да , за 2021 год не дали денег вообще , так ведь и много кто не дал, но на них же вы бочку не катите. И вообще выплаты за 2022 год можно зачесть за два года :))) А по поводу кажущихся биржевых манипуляций с ценой акций - так всем известно , что делать надо , когда кажется что -либо :)))
Чувствуя некоторую его правоту , а также импонируя позитивному жизненному настрою , я все же не соглашусь с такой позицией , ибо опасна она именно подгонкой позитивной оценки на негативные события , что в целом создает «розовую тютюшную реальность» , лишает критического взгляда на происходящие события и может спровоцировать новые ошибки в инвестициях.
Да ,кстати , я благодарен за этот комментарий , так как это та манера оценки событий и тот взгляд на ситуацию , которые я сам частенько использую. Так что мне вдвойне полезна эта дискуссия , ибо ведется она отчасти с самим собой.
Начнем по порядку.
1) я бурчу - хмурчу , находясь в своем праве на такое проявление ибо сам являюсь акционером Газпрома и мне не нравится когда что то выносят налево мимо кассы в обход карманов акционеров.
2) за 2021 год Газпром не дал ничего , но куда делась рекордная прибыль в ₽2 трлн. ? Налоговое бремя через НДПИ подняли во втором полугодии и 1.2 дополнительного НДПИ как я понял взяли с тех двух триллионов , которые Газпром заработал в первом полугодии 2022 года. Вопрос, куда делась чистая прибыль в сумме 2 трлн руб за 2021 год - это которая уже после уплаты всех налогов ?
Я понимаю Сбер не смог в 2022 году заплатить за 2021 год - там ставка в моменте была 20% и вообще было непонятно какими могут быть убытки , сколько потребуется резервов и не пострадает ли капитал банка. Но потом , в 2023 году, Сбер отдал на дивиденды не только всю прибыль 2022 года , но и часть прибыли 2021 года - за который формально дивы не платились.
Я понимаю почему вдруг перестали платить дивиденды металлурги.
Я понимаю ситуацию с Нор никелем.
Но я не понимаю, почему , имея чистую прибыль за 2021 год в 2 трлн. руб Газпром не заплатил ничего, ноль.
3) да , за 2022 год де-факто Газпром действительно заплатил много. Можно сейчас наверное перестать цепляться за первое полугодие , за второе полугодие. В целом за 2022 год заплачено сполна.
Но ведь важны не просто циферки , но и мотивация совершенного действия (бездействия) , как это действие совершается , при каких обстоятельствах , как преподноситься , насколько оно было прогнозируемо - это все важно , ведь речь идет о деньгах , о возврате на инвестиции и т.д.
Газпром - крупнейшая публичная компания страны. Огромное количество граждан России являются акционерами компании. Уже одно это обстоятельство обязывает как минимум к уважительному отношению компании к ее миноритарным акционерам.
Что могло бы позволить себе ПАО «Рога и Копыта» - не может и не имеет права позволять себе ПАО «Газпром» ☝️
И конечно вызывает обоснованное возмущение , когда Совет Директоров дивиденды рекомендует , а потом в том же составе , но уже на общем собрании акционеров эти же дивиденды не утверждает и вся страна (условно) села на бутылку. Это некрасиво вообще. А для страно-образующей корпорации , чьи действия/бездействия определяют в целом движение индекса и инвестиционное настроение рынка - такое просто недопустимо.
Я не люблю неуважительное к себе отношение и сталкиваясь с таковым, безусловно буду крайне этим возмущен. Для меня это имеет значение.
4) далее самое интересное :)) - по поводу того, что рекордно высокие выплаты за 1-е полугодие 2022 года можно зачесть как будто мы получили неплохие (по 25₽) дивиденды сразу за два года: за 2021 и 2022 год - такой забавный самообман : горшок пустой, а ты - да нет же он полон !!! :)
Я с такой позицией не согласен. Являясь именно акционером компании я как бы разделяю с ней ее судьбу , соглашаюсь быть вместе и в горе и в радости. В ситуации с Газпромом мне предлагается быть в горе и терпеть , а радость достанется другим, точнее если эта радость случиться - то основные сливки достанутся не акционерам , а это перечеркивает весь смысл инвестиций !!! Ведь мы потому и готовы принимать на себя риск бизнеса и риск «плохих годов» , зная , что потом могут наступить хорошие жирные года и можно все получить сполна.
2021 год для Газпрома был одним из лучших за всю его историю !!! Это воистину был самый жирный год. Это был год когда многие акционеры , которые может еще с 2007 года засевшие по 300 руб , должны были наконец получить свои плюшки. Акционеры должны были разделить и поучаствовать в этой радости !!! В этом весь смысл того , чтобы быть акционером компании.
И что же мы получили ?
НИ-ЧЕ-ГО !!!
Так не делается !!! Это неправильно !!!! И оправдания этому нет никакого !!!
Но допустим , чтобы не травить себе душу , можно пойти на этот самообман и сказать - я всем доволен , а дивы за 2022 год можно считать как будто за два года.
Вот только сразу вопрос. С жирными годами мы как то некрасиво пролетели. А что если следующие два , три , четыре, пять , шесть лет будут такими худыми , что прям совсем совсем будет худо и не до дивидендов - тогда что , мы будем эту сумму в 51 руб , полученную за полугодие 2022 года, вечно делить на каждый следующий год без дивидендов и говорить себе - но было время и я все получил сполна. Один раз вкусно поел - и хватит, через 10 лет еще раз поем.
А может ли такое быть , что мы действительно в ближайшие несколько лет останемся без дивов ?
Давайте пораскинем мозгой.
У Газпрома сейчас ЧЕТЫРЕ фундаментальные проблемы:
1) потерянный «премиальный» экспортный рынок
2) раздутые (то есть исчисляемые в триллионах) капитальные расходы на какие то новые проекты магистральных газопроводов через горы , болота и пустыни в далекую сказочную Азию
3) тотальное обрушение цен на газ
4) непомерное налоговое бремя
Чистая прибыль Газпрома по итогам 2022 составила 1.3 трлн руб, при том , что когда-то нам пели песни про прибыль в 2.5 трлн руб за одно только первое полугодие 2022. Это значит , что за второе полугодие 2022 года убыток в 1.2 трлн, который был целиком и полностью обусловлен сверх выплатами по НДПИ, как раз на 1.2 трлн. Получается, что без учета этого фактора второе полугодие было отработано в нуле - довольно пугающие американские горки в операционной деятельности от 2.5 трлн в первом полугодии до полного ноля во втором !!!
Явно что то пошло не так.
Страны дальнего зарубежья формируют порядка 73% в структуре выручки за 2022. При этом надо понимать , что самый высоко-маржинальный рынок газа находится именно в Европе и этот рынок можно сказать что потерян: 30 млрд куб м поставок газа в 2022 году против 150 млрд куб м поставок 2021 - пятикратное падение экспортных отгрузок !!! Это более чем серьезно. Сразу приходят на ум такие слова как шок, коллапс , крах.
Далее , помнится как все потирали руки в ожидании замерзающих этой зимой европейцев. Но они не замерзли - зима была теплой , плюс они тупо очень сильно экономили - это дало им порядка 60 млрд куб м экономии газа и сейчас газохранилища Европы на исторических максимумах (для данного периода времени). Это в свою очередь вызвало обвал цен на природный газ.
Итак , Европа как рынок для Газпрома потеряна , но как говорится не Европой единой, у нас же сейчас разворот на восток !!!
Существует план к 2030 году (это так то без малого через долгих шесть с половиной лет) нарастить экспорт в Китай почти до 100 млрд куб.м.
Насколько этот план реально осуществим - вопрос. Гладко было на бумаге , да забыли про овраги.
Я так понимаю , что с Китаем не будет такого же рыночного ценообразования на поставляемый газ , как с Европой. То есть 100 млрд куб.м. экспорта газа в Китай не то же самое , что 100 млрд куб м газа в Европу.
Откуда могут взяться эти самые 100 млрд куб м газа в Китай ?
Очевидно, что для этого надо ввалить триллионы в стройку магистрального газопровода Сила Сибири 2 с пропускной способностью до 55 млрд куб м. и в два раза увеличить поставки по Силе Сибири 1 с нынешних 20 млрд до 40 млрд куб.м.
То есть расходы предстоят - мама не горюй. Еще в прошлом году Газпром оценивал капитальные затраты в 2023 году на уровне 2.3 трлн, однако сейчас уже заявляет о 3 трлн руб. То ли еще будет. Сметы на стройку - они как аппетит , растут во время еды.
Операционный поток Газпрома в 2022 составил 2.2 трлн. руб, что позволяло покрывать капексы, но в 2023 подобного уже точно не будет и для финансирования кап вложений придется наращивать долг , а еще же повышенный НДПИ - для 2023 года 600 млрд руб, а в 24 - 25 годах еще больше.
Далее по налогам для Газпрома.
Посидел я тут , почитал отчет по МСФО за 2022 год и так еще кое что прикинул. Картина за 2022 год получается такая:
• НДПИ 2.89 трлн. руб , из которых 1.2 трлн допсборы в конце 2022 - против 1.36 трлн. руб НДПИ в 2021 году
• Таможенные пошлины – 1.64 трлн. руб против 1.08 трлн. руб в 2021 году (это только по газу), а с учетом нефти и нефтепродуктов 1.8 трлн против 1.23 трлн
• Налог на прибыль – 879 млрд против 610.4 млрд
• Налог на имущество – 245.7 млрд против 140.7 млрд
• Страховые выплаты и НДФЛ за сотрудников – около 300 млрд против 269 млрд
• НДС – около 170 млрд против 145 млрд
• Прочие обязательные платежи – 89.3 млрд против 80.5 млрд.
Итого по моим подсчетам 6.4 трлн. руб налогов уплачено Газпромом в 2022 году против 3.8 трлн в 2021.
Это получается , что сумма уплаченных Газпромом налогов за 2022 год равна практически половине всей выручки !!!!
Одним словом друзья, есть не маленькая такая вероятность , что рекордные дивы за первое полугодие 2022 года заплатили сразу за несколько лет вперед 😢
Но я сижу в этой лодке. Поэтому и переживаю. Поэтому и пишу.
Всем добра.