Найти в Дзене
Черно-белые судьбы

Начертил на синем небе «Я тебя люблю»…

Любите, девушки, простых романтиков,

Отважных летчиков и моряков…

Лида вышла замуж за Леню в семнадцать лет. Это был брак по сильнейшей, всепоглощающей любви. Да и как в такого парня можно было не влюбиться в те времена, когда все девчата могли только мечтать о смелых космонавтах, отважных летчиках и храбрых моряках? А ей — Лиде именно такой и достался.

Леонид Орлов был высоким, красивым, веселым юношей. К тому же бесстрашным и мужественным авиаинструктором в ДОСААФ. Не парень, а мечта! Мать сразу согласилась выдать еще несовершеннолетнюю дочь за белокурого летчика. Лида с легкостью собрала вещи и полетела за любимым покорять просторы Советского союза — в Белоруссию.

Жили скромно, но весело в общежитии авиагородка. У Лиды с Леней дома все время было много друзей, шумели застолья, звенел смех.

Леня обучал молодых летчиков тому, чем обладал сам: смелости, дерзости и любви к небу. Хотя, что значит молодых? Ему и самому-то было всего двадцать четыре года. Поэтому все ученики автоматически становились друзьями семьи, веселой компанией единомышленников. Жизнерадостные, боевые, подтянутые парни из ДАСААФ в красивой летной форме боготворили своего учителя, уважали его юную жену Лидочку и с удовольствием отогревались после полетов дома у Орловых, там, где всегда царили уют, тепло и радость.

Когда Леонид улетал в командировки, его команда не давала Лиде грустить. Бравые ребята и воды натаскают, и продуктов принесут и вечером под гитару споют. Ни о какой ревности со стороны Лени и речи быть не могло, он любил повторять: «Те, кто в небе, своих никогда не предают и друг другу всегда помогают». Молодой авиаиструктор, улетая, сам бывало напоминал своему лучшему ученику и другу Сергею Борченко:

— Смотри, Серега, чтобы Лидуська здесь не затосковала без меня. Прилечу — проверю!

— Есть, товарищ командир! — Рапортовал Сергей. — Никакой тоски не допустим!

Лида, конечно, все равно скучала по своему Лене, потому что любила его сильно. Но виду не подавала. У нее и сам по себе нрав был веселый и легкий, да к тому же еще и положение жены летчика обязывало быть всегда улыбчивой, гостеприимной и жизнерадостной.

Леня возвращался с подарками, румяный, красивый, вихрем врывался в дом, обнимал жену и радостно кружил по комнате. А вечером снова стол, гитары, песни, смех. Так шли недели и месяцы. Лида забеременела, родила сына — Сашеньку. Леня был на седьмом небе от счастья!

Казалось, что оно никогда не закончится! Но судьба распорядилась иначе…

***

Рухнуло все в один день… Леонид Орлов — бесстрашный и смелый летчик, молодой счастливый муж и отец, любимец команды — погиб на испытательном полете.

На его похоронах было очень много народу. Крепкие парни в форме обещали никогда не забывать своего инструктора, не предавать его память и продолжать дело учителя.

Обезумевшую от горя Лидочку все опекали и помогали, как могли. Пятимесячный Сашенька еще ничего не понимал. Он улыбался маме и подтянутым дядям, которые постоянно были у них дома. Команда помнила указания Леонида «не давать жене затосковать». Лида по-прежнему накрывала стол по вечерам, слушала песни под гитару и старалась улыбаться. Она знала, что Лене было бы больно видеть ее слезы.

Сергей Борченко сильнее всех заботился о Лидочке. Он приходил каждое утро, принося вместе с собой в комнату морозный воздух и утреннюю бодрость, поднимал настроение шутками, трепал по головке смеющегося Сашеньку. Вечером, после полетов снова заходил, приносил хлеб и молоко, нянчился с малышом, пока Лида готовила ужин. Уходил домой, только убедившись в том, что у Орловых все в порядке, что Лида и ее сын в хорошем настроении.

Теперь уже Сергей, улетая в командировки, наказывал друзьям-летчикам помогать девушке, а возвращаясь, привозил подарки. Так жизнь потихоньку вошла в другое русло. Лида привыкала жить без мужа. Конечно, ее горя ничем не унять, но надо жить дальше ради ребенка.

Однажды во время игры с дядей Сережей двулетний Сашенька назвал его «папой». У Лиды из глаз хлынули слезы, она подхватила сына на руки и выпроводила растерявшегося Сергея из дома. Проплакала весь вечер, но потом успокоилась. Малыш ведь не виноват, он не помнит родного отца, а дядя Сережа рядом постоянно. Да и Сергей только добра им желает.

На следующий день Лида сама пришла к Сергею, чтобы извиниться перед ним.

— Прости меня, Сереж! Не сдержалась. Спасибо тебе огромное за все, что ты для нас делаешь! Я понимаю, что это все в память о Лене. Но тебе тоже надо свою жизнь устраивать.

— Прости и ты меня, Лида. — задумчиво отозвался Сергей. — Да, я очень уважал и ценил Леонида. Он мой самый лучший друг и товарищ. Я никогда не посмел бы предать его, и, если бы он был сейчас с нами, я в жизни бы не признался ни тебе, ни себе самому, что… люблю тебя…Давно... С самого первого дня, как он привез тебя сюда.

— Зачем ты говоришь это? — зашептала она, будто бы опасаясь, что Леня услышит. — Я навсегда останусь его вдовой. Я буду любить только его! Я не имею права предавать его любовь и вашу дружбу!

— Я понимаю это. Вернее, я уже ничего не понимаю… Пытаюсь разобраться вот уже полтора года, но так и не пойму, — Борченко поднял голову и посмотрел на стену, туда, где в деревянной рамке висела черно-белая фотография. На ней два друга, два летчика — Сергей и Леонид, стоят, улыбаясь, в обнимку на фоне вертолета с советской звездой на боку, — Так и не пойму, Лида, предательство это, или как раз-таки самая настоящая преданность и верность дружбе. Я обещал Леньке не бросать тебя в трудные минуты, помогать тебе во всем и не отдавать тоске. Я обещал заботиться о тебе — я держу свое слово! И покуда я жив, буду его держать! А сердцу, ему ведь, не прикажешь. Ни я своему приказать не могу, ни ты — своему. Поэтому, давай забудем, то, то я тебе сказал о своих чувствах. Ничего между нами не поменяется, если ты сама этого не захочешь. А Сашенька, когда подрастет, должен обязательно узнать, кто его папа, и каким он был замечательным человеком!

***

Шли годы. Сергей держал свое обещание: не бросал Лиду и Сашу, помогал во всем, и ни разу ни единого намека с его стороны не было ни на что, кроме дружбы. Повзрослевший Сашенька знал, что его настоящий отец погиб. Они с мамой и дядей Сережей часто бывали у него на могиле. С памятника смотрел такой красивый, веселый, добрый дядя. «Леонид Орлов» - читал мальчик по слогам, держа за руку дядю Сережу, которого тоже считал своим отцом. Саша Орлов мечтал, что когда вырастет будет таким же, как его папы! У всех детей один папа, а у него — целых два. И оба летчики! Оба герои!

***

Прошло долгих восемь лет прежде чем Лида посмела в первый раз подумать, что испытывает к Сергею Борченко что-то большее, кроме благодарности и дружеских чувств. Задумалась о том, что, наверное, это и вправду - не предательство. Кому еще, как ни Сергею, Леня мог бы доверить любимую. Лида подумала так, и сама испугалась своих размышлений. В смятении легла спать, мысленно прося у мужа совета.

И Леня пришел к ней во сне, улыбнулся и одобрительно кивнул головой…