Есть разные способы создавать композицию на фотографии. Один из них — линии. О том, как научиться видеть, создавать и использовать линии, чтобы выстраивать гармоничную композицию и снимать завораживающие фотографии, читайте в этом материале.
Главная фишка линий как композиционного приёма в фотографии — то, что линии «ведут» глаза зрителя, позволяя создавать нужные акценты. Из-за этой особенности приём часто называют «ведущими линиями».
За годы, которые человечество увлечено фотографией (да и живописью — использование линий далеко не новая идея), сформировалось и оформилось несколько основных способов использовать линии, чтобы делать изображения визуально приятными и интересными.
Перспектива и линии: как показать глубину пространства
Наверное, любой, кто учился фотографии по классическим учебникам, подобный кадр или видел, или сам снимал. Из-за законов физики для нашего глаза две параллельные прямые тянутся друг другу и где-то ближе к горизонту сходятся в одну точку.
Если посмотреть внимательно, по всем формальным признакам композиция этого фото статична и устойчива — здесь абсолютная симметрия, нет главного объекта или выраженного ритма. При этом треугольник дороги тянет глаз за собой и добавляет в кадр динамику.
Чтобы получить такой снимок, вам понадобится широкоугольный объектив — наиболее резкое и выразительное искажение происходит на участке дороги, которые ближе всего к точке съёмки.
Чтобы линии работали на композицию кадра, им необязательно быть прямыми, как стрела, и упираться в объектив. Извилистые линии также добавляют кадру глубины и объема.
Линии это не только про дороги. Это может быть ковёр, по которому молодожёны заходят в зал бракосочетания, полоска травы на песке, элементы интерьера, длинный шарф на модели, складки её одежды и очертания её рук и пальцев.
Вертикальные, горизонтальные и диагональные линии
Строго вертикальные и строго горизонтальные линии всегда добавляют кадру устойчивости.
Строгие вертикали способны сделать спокойным и устойчивым, даже если в нём есть стремительное движение.
При использовании горизонтальных и вертикальных линий следите за тем, чтобы они были именно горизонтальные и вертикальные. Ничто так не раздражает зрителя, как отклонения горизонтали или вертикали на 1-2 градуса. Именно в этих случаях чаще всего пишут, что «горизонт завален».
Выравнивайте горизонтали или сразу при съёмке или на этапе постобработки. Если вам не нравится, как выглядит изображение с выравненным горизонтом, возможно, ему не хватает динамики и нужно наклонить его ещё больше, сделав горизонталь диагональю.
Такой приём называется голландским углом. Он используется, чтобы показать, что в кадре происходит что-то ненормальное. В кинематографе его часто используют, когда персонаж безумен, перепуган или когда в кадре происходит драма или конфликт.
Диагонали — это всегда про динамику. Диагонали, у которых нижний край слева, воспринимаются зрителем, как нисходящие, у которых нижний край справа — как восходящие. Это связано с тем, что европейцы считывают изображение так же, как читают текст — слева направо.
С диагональными линиями в кадре стоит быть осторожным: во-первых, не стоит позволять диагоналях проходить строго через углы фото — они будут тянуть взгляд зрителя к краям изображения. Это может быть полезно, если кадр представляет собой статичную полуабстрактную композицию, но если где-то ближе к центру есть главный объект, такие линии могут отвлекать.
Во-вторых, большое количество диагоналей, направленных в противоположные стороны или пересекающихся под разными углами, создаёт ощущение хаоса. Впрочем, если вам как раз хочется показать хаос — множество диагоналей вам в помощь.
Ритмы из линий
Многократное повторение линий только усиливает их эффект. Ритм — также сильный композиционный приём, который часто используется в фотографии. Отдельно о том, какие бывают ритмы и как использовать их в своих работах, мы писали здесь.
Ритмы из линий часто встречаются в архитектуре, но их также можно создавать, например, при помощи света.
Чтобы создавать ритмы, подобные тому, что на снимке выше справа, важно правильно выбрать фокусное расстояние для съёмки. Дело в том, что чтобы получить похожую перспективу, в которой все колонны будут примерно одного размера и не будет существенных искажений, нужно снимать с порядочного расстояния на телеобъектив. Лучше всего подойдут фокусные расстояния не меньше 70-100 мм. Например, Nikon 85mm f/1.8 или Canon RF 85mm f/2.
На широкоугольник такой снимок не сделать — перспектива будет искажать геометрию и ломать ритм.
Неочевидные линии, линии человеческого взгляда
Существуют линии, которых не видно в кадре, но при этом они создают и держат композицию кадра на себе. Чаще всего это линии человеческого взгляд. Дело в том, что глаза человека привлекают нас на фотографии сильнее, чем что-либо другое. Поэтому взгляды также могут быть ведущими линиями. Мы бессознательно будем смотреть в точку, в которую смотрит человек на фотографии.
Причём даже необязательно, чтобы глаза были видны. Например здесь пара стоит спиной:
Если присмотреться, эти линии также рифмуются с диагональными линиями рук, образуя ритм и формируя симметрию.
Как использовать линии в фотографии
Чаще всего линии используются при съёмке пейзажей или архитектуры, но это отличный способ сделать более выразительной свадебную фотографию или портрет в интерьере. Если вы поставили себе цель научиться видеть линии и строить композицию вокруг них, можно следовать такому алгоритму:
- определите главный объект фотографии. Всё же линии в первую очередь используются, чтобы подвести зрителя к чему-то;
- изучите окружение на точке съёмки. Город и помещения изобилуют разными геометрическими деталями, которые помогут вам создать линии в кадре;
- выберите самый выигрышный ракурс — чтобы линия вела взгляд зрителя от края кадра и фокусировала его внимание на главном объекте. Неудачно вставшая линия может, напротив, отводить внимание в сторону;
- используйте правильное фокусное расстояние (как мы говорили выше, где-то нужен широкоугольный объектив, где-то — длиннофокусный);
- используйте разные типы линий в одном кадре, это создаёт ощущение сложной насыщенной композиции. Например, как на изображениях ниже.