Для начала, что такое реставрация?
В широком смысле, реставрация – это любое вмешательство в целостную структуру объекта с целью улучшения (изменения) его внешнего вида или сохранности.
Но как далеко могут зайти эти вмешательства, и насколько сильно способно «улучшиться» (или измениться) произведение искусства?
Как ни странно, но чтобы получить ответ на этот вопрос, реставратору необходимо задать еще целых пять, освещающих данную проблематику с разных ракурсов и дающих более полное, осознанное представление:
1. Ценность объекта.
Историческая, политическая, личная? Разный подход в каждом индивидуальном случае, ведь в сохранности исторически ценного объекта важно подчеркнуть именно его роль в истории (музейная реставрация), в то время как владелец картины, которому она дорога как память, захочет видеть ее как новенькой, а то и скрыть некоторые следы ее бытования (коммерческая реставрация).
2. Жизнь произведения после реставрации.
Необходимо учитывать, в каких условиях будет находиться произведение после реставрации. Например, если объект будет храниться за стеклом в условиях стабильного микроклимата, в его реставрации могут быть применены наиболее легкие, не травматичные материалы, в то время как произведение, которое будет находиться в постоянном контакте с людьми и в нестабильных условиях, должно быть отреставрировано «покрепче». Использование более грубых материалов идет в разрез с основным принципом обратимости реставрации, но обеспечивает необходимую сохранность объекта.
3. Особенности объекта.
Насколько профессионален был живописец, скульптор, столяр? Возможно, реставратору просто не хватит художественного таланта, чтобы совершить необходимые эстетичные мероприятия, такие как тонирование утрат или восполнение отсутствующих частей произведения.
4. Методы и материалы.
Это касается условий, в которых работает реставратор. Зачастую реставрационное вмешательство требует предварительного применения научных методов исследования объекта, специального оборудования или банально большого стола.
5. Желание владельца произведения.
Оно стоит последним пунктом неспроста: лишь приняв во внимание все предыдущие факторы, реставратор может решить, соответствуют ли пожелания заказчика реальным возможностям как реставратора, так и объекта для реставрации. В коммерческой реставрации не редки случаи, когда приносят пустую доску, на которой некогда было изображение, и говорят: «отреставрируйте». Решить данную проблему может лишь иконописец (или живописец – смотря что на той доске некогда было).
Каждое произведение требует индивидуального подхода и имеет собственную историю.