Работая в ОВИРе, я мог узнать множество историй от людей уезжающих из страны навсегда. Но несмотря на то, что народ с открытием границ рванул на ПМЖ (в Германию и США в основном), были и те, кто возвращался назад. И заново оформляя у нас документы. Мне всегда было интересно с ними поговорить. Одним из таких возвращенцев был мой старый приятель.
Еще работая в школе, я много читал о русской эмиграции. Интересно было, как сложилась жизнь наших дворян, офицеров и генералов там на чужбине. Образованные, воспитанные в лучших традициях своего времени, они бросали всё, лишь бы спастись от большевиков. И я никак не мог понять, почему эти люди тосковали по Родине, которую бросили, что они в ней любили? Почему так бережно хранили русские традиции и никогда не забывали, что они русские?
Беспредел лихих 90-х напугал многих. А там, в старенькой уютной Европе было так спокойно и красиво. По рассказам побывавших там на отдыхе, рисовалась красивая картинка, где люди живут спокойно и размеренно, и все то у них по-человечески.
Как будто подслушав мои мысли, жизнь свела меня с человеком, который уже не только думал и мечтал, а всерьез готовился к отъезду. По иронии судьбы это был мой молодой коллега, с которым вместе пришли на службу, только его сразу определили в аналитический отдел, потому что неплохо разбирался в компьютерах.
Сергей, так звали моего товарища, имел высшее техническое образование, в совершенстве знал немецкий язык, быстро освоил все у нас и успешно работал на новом месте.
Так получалось, что мы частенько вместе ходили в патруль. Разговаривая часами о жизни, о семье, детях, ситуации в стране, мы постепенно стали приятелями.
Мне нравилось, что он серьезный, интеллигентный, непьющий (что среди сотрудников большая редкость), не выслуживается перед начальством. Он всегда был в стороне от всех интриг, держался как-то сам по себе. Я списывал все на особенности его работы-сиди себе за компьютером и базу набивай. Какие тут разговоры.
И вот Сергей поделился, что делает сейчас загранпаспорт и в скором времени уедет из России навсегда. Оказывается, собирался уехать на ПМЖ в Германию.
Из его откровений я узнал, что это не просто мечтания, а серьезная, целенаправленная подготовка к отъезду. Уже год, как он имеет постоянную переписку со своим другом, который уехал годом ранее. Друг сообщал все мельчайшие подробности переезда, о жизни в пункте временного пребывания для переселенцев (ну прямо Сочи, восхищался друг).
Писал о специальных программах по переобучению и приобретению нужной профессии, языковых курсах и т.п. Восхищался размером ежемесячного пособия, которого хватала не только на самое необходимое, но и на развлечения.
Парень, живя на пособие, умудрился снять квартиру, купить подержанную японскую машину и съездить во Францию отдохнуть. От всего этого просто кружилась голова.
Эти «прелестные» письма так описывали жизнь в Германии, что я невольно задавался вопросом - кто же был победителем во Второй мировой войне? Живут же люди...! А мы страна, победившая Германию, и не можем себе ничего позволить, прозябаем в нищете и погрязли в бандитском беспределе (речь, напомню шла о середине 90-х, а точнее 1994-ом)
Сергей много читал и он был не похож на типичного технаря. Глубоко интересовался историей, имел энциклопедические знания. Порой мне, бывшему учителю истории, было неловко признать, что я многого не знаю, особенно по военной истории. Частенько наши патрули превращались в какие-то научные дискуссии.
Я сам старался напроситься с ним в патруль, потому что более интересного собеседника я не встречал. И всегда удивлялся, как он мог оказаться в милиции. Но оказывается, он не случайно попал в ОВИР (его усердно пропихивала туда родня жены), преследуя цель выезда за границу без всяких "неожиданностей" с документами.
Знание языка оказалось не случайностью. Сергей знал о Германии и немцах, казалось, всё. А уж о военной истории - это был его конек. Особенно о мундирах, наградах, сражениях в разные века (тут я ему в подметки не годился, честно признаю).
Ясность в голове, четкость изложения мыслей поражали. Его голова напоминала огромное хранилище знаний, где каждая даже малейшая информация лежала в строго отведенном для неё месте. Что – то немецкое, педантичное чувствовалось во всем этом.
Он аргументированно критиковал политику правительства, пытался прогнозировать её результаты. И из всего этого ничего оптимистичного не выходило. Спорить было бесполезно, да и слабоват я был перед таким "титаном мысли". Он ненавидел Россию за всё. За огромную и неосвоенную территорию. За бесхозяйственность и разгильдяйство,
необязательность и безответственность. В общем, перечислять можно долго. Он ненавидел Россию каждой клеточкой своей души и мечтал уехать из страны навсегда.
Готовился он основательно. В глубине души я ему немножко завидовал. Вот так, имея семью и маленького ребенка, не бояться кардинально изменить свою жизнь. «Вот почему, он может, а я нет»,- спрашивал я себя.
Правда, спустя время выяснились и еще кое-что. Оказывается, он был женат на еврейке. Её родители уехали в Германию раньше. Немецкие власти в качестве искупления за Холокост оказывали евреям-переселенцам всестороннюю помощь, и не малую. Так вот, её родители, подготовили для семьи дочки многое, чтобы не начинать все с нуля. Так что Сергей ехал не просто так, в никуда, а на заранее подготовленное место.
И однажды это произошло. Нет, я не пошел его провожать, и не стал горевать об утрате такого интересного человека и товарища по работе. Тем более, что отправлялся он не на поезде или самолете, а как то скрытно, без лишнего шума на автомобиле. И в этом тоже чувствовалась некая продуманность. Да, я как и многие в то время, завидовал таким "счастливчикам"и мечтал однажды тоже так уехать. Ничего хорошего в нашей стране я не видел и уже не ждал.
Прошло несколько лет. Река жизни унесла меня далеко от этих воспоминаний, я с головой был погружен в другую работу (через 13 лет службы уволился на волне эмоций, не заработав пенсии), и уже забыл, что был такой парень - Сергей, который всеми фибрами ненавидел Россию и обожал Германию.
И вот как-то раз иду я через городской парк и вдруг вижу за столиком, заставленном бокалами пива, сидит Сергей! Я глазам своим не поверил! Он тоже узнал меня. Пригласил за столик, предложил выпить. Пить я не стал, а вот вопросов у меня было много. Будучи в подпитии и памятуя наши доверительные беседы, он откровенно поведал мне свою историю возвращения в "ненавистную" Россию.
Но это уже напишу в следующей статье.