Найти в Дзене

В прошлой жизни: все классические "Москвичи" двадцатого века (20 фото)

В статье использованы фотографии автора
В статье использованы фотографии автора

Сейчас, когда под брендом Москвич уже вовсю собирают китайские кроссоверы JAC, начинает казаться, что времена, когда Завод имени Ленинского Комсомола (ранее - Завод имени Коммунистического Интернационала Молодежи, КИМ) производил целиком собственную продукцию - это откуда-то из прошлой жизни... А между тем, с 1946 по 1998 год предприятие собрало 5 миллионов автомобилей - это самые массовые советские легковушки после Жигулей.

Что это были за машины? Показываю на примере собственных фотографий, сделанных на выставках разных лет:

Я не буду вдаваться в подробности истории о перевозе оборудования с Opel в Москву в 1945 году (ее вы и так можете прочитать в сети, причем в разных версиях). Отмечу лишь первенца завода, «Москвич-400», который пошел в производство в августе 1947 года.
Я не буду вдаваться в подробности истории о перевозе оборудования с Opel в Москву в 1945 году (ее вы и так можете прочитать в сети, причем в разных версиях). Отмечу лишь первенца завода, «Москвич-400», который пошел в производство в августе 1947 года.
В этом кадре – уже модернизированный Москвич-401 образца 1954 года. Двигатель объемом 1074 см3 здесь форсирован с 23 до 26 л.с. В общей сложности с 1947 по 1956 годы изготовлено примерно 242 тысячи машин М-400 и М401, включая кабриолеты и фургоны-«буратино» с деревянные кузовом
В этом кадре – уже модернизированный Москвич-401 образца 1954 года. Двигатель объемом 1074 см3 здесь форсирован с 23 до 26 л.с. В общей сложности с 1947 по 1956 годы изготовлено примерно 242 тысячи машин М-400 и М401, включая кабриолеты и фургоны-«буратино» с деревянные кузовом
Семейство Москвичей второго поколения в 1956 году отрылось моделью М-402. Понтонный кузов имел стиль, схожий с ГАЗ-21. Но двигатель здесь архаичный – нижневальный объемом 1220 см3 и мощностью 35 л.с. Да и объемы производства поначалу почти не превосходили Волгу. За два с лишним года выпущено всего 88 тысяч таких седанов
Семейство Москвичей второго поколения в 1956 году отрылось моделью М-402. Понтонный кузов имел стиль, схожий с ГАЗ-21. Но двигатель здесь архаичный – нижневальный объемом 1220 см3 и мощностью 35 л.с. Да и объемы производства поначалу почти не превосходили Волгу. За два с лишним года выпущено всего 88 тысяч таких седанов
Но уже в 1958-ом вслед за седаном 402 на конвейер встал более известный в народе Москвич-407. Старый двигатель форсировали до 1360 см3 и 45 л.с. Тираж этой модели почти достиг 360 тысяч экземпляров. На фото – модернизированный образец 1960 года, с «клетчатой» облицовкой радиатора
Но уже в 1958-ом вслед за седаном 402 на конвейер встал более известный в народе Москвич-407. Старый двигатель форсировали до 1360 см3 и 45 л.с. Тираж этой модели почти достиг 360 тысяч экземпляров. На фото – модернизированный образец 1960 года, с «клетчатой» облицовкой радиатора
Венец творения этого поколения Москвичей – модель 403. Она выпускалась с 1962 по 1965 год. Общие объемы выпуска серии 402/403/407 составили 553 тысячи машин, включая универсалы и фургоны. В кадре показан экспортный вариант с «широкой» решеткой радиатора
Венец творения этого поколения Москвичей – модель 403. Она выпускалась с 1962 по 1965 год. Общие объемы выпуска серии 402/403/407 составили 553 тысячи машин, включая универсалы и фургоны. В кадре показан экспортный вариант с «широкой» решеткой радиатора
По сегодняшним меркам интерьеры этих машин вряд ли можно назвать интересными и стильными, но они постоянно обновлялись. Например, М-403 получил новый пластиковый руль и нормальный переключатель стеклоочистителя слева. А справа от руля хорошо виден рычаг КПП
По сегодняшним меркам интерьеры этих машин вряд ли можно назвать интересными и стильными, но они постоянно обновлялись. Например, М-403 получил новый пластиковый руль и нормальный переключатель стеклоочистителя слева. А справа от руля хорошо виден рычаг КПП
Новую эпоху в истории завода в 1964 году открыл седан 408. Здесь был совершенно новый кузов и «переходный» силовой агрегат – нижневальный, но форсированный до 50 л.с. Как раз начиная с этой модели Москвичи выпускались не только в Москве, но и в Ижевске (с 1967 года)
Новую эпоху в истории завода в 1964 году открыл седан 408. Здесь был совершенно новый кузов и «переходный» силовой агрегат – нижневальный, но форсированный до 50 л.с. Как раз начиная с этой модели Москвичи выпускались не только в Москве, но и в Ижевске (с 1967 года)
В кадре – знаменитый четырехфарный М-408… который практически нельзя было купить в СССР. Такие машины почти всегда шли на экспорт. Кстати, популярность Москвичей за рубежом – это не миф. В конце шестидесятых экспорт завода иногда превышал 50% от всех выпущенных машин
В кадре – знаменитый четырехфарный М-408… который практически нельзя было купить в СССР. Такие машины почти всегда шли на экспорт. Кстати, популярность Москвичей за рубежом – это не миф. В конце шестидесятых экспорт завода иногда превышал 50% от всех выпущенных машин
Несмотря на прежний кузов, по-настоящему прорывным с точки зрения техники для завода стал Москвич-412 с новым полуторалитровым мотором мощностью 75 л.с. Выпускался он с осени 1967 года. В 1969-ом завод переименовали из МЗМА (Московский Завод Малолитражных Автомобилей) в АЗЛК
Несмотря на прежний кузов, по-настоящему прорывным с точки зрения техники для завода стал Москвич-412 с новым полуторалитровым мотором мощностью 75 л.с. Выпускался он с осени 1967 года. В 1969-ом завод переименовали из МЗМА (Московский Завод Малолитражных Автомобилей) в АЗЛК
Универсалы МЗМА/АЗЛК строил еще с 1957 года, но в СССР они встречались редко из-за того, что шли в основном на экспорт. На рубеже шестидесятых выпускались и полноприводные варианты, но до третьего поколения такая конструкция не дожила. На фото – обычный заднеприводный М-427 на базе «четыреста двенадцатого»
Универсалы МЗМА/АЗЛК строил еще с 1957 года, но в СССР они встречались редко из-за того, что шли в основном на экспорт. На рубеже шестидесятых выпускались и полноприводные варианты, но до третьего поколения такая конструкция не дожила. На фото – обычный заднеприводный М-427 на базе «четыреста двенадцатого»
Кстати, вопреки расхожему мнению, настоящий АЗЛК-412 московского производства не был таким уж массовым: до начала 1976 года выпущено всего 329 тысяч машин седанов, плюс 33 тысячи универсалов М-427 и 30 тысяч фургонов М-434 (на фото)! А затем пошел в серию уже Москвич-2140…
Кстати, вопреки расхожему мнению, настоящий АЗЛК-412 московского производства не был таким уж массовым: до начала 1976 года выпущено всего 329 тысяч машин седанов, плюс 33 тысячи универсалов М-427 и 30 тысяч фургонов М-434 (на фото)! А затем пошел в серию уже Москвич-2140…
А вот и сам АЗЛК-2140. В Ижевске такие машины не выпускали, зато в Москве на их базе делали и универсалы, и (в ранние годы) коммерческий фургон М-2734. Но в памяти многих из нас скорее остался знаменитый Москвич-Люкс 2140 SL. Обычный же седан известен своим производством не только в СССР, но и в дружеской Болгарии
А вот и сам АЗЛК-2140. В Ижевске такие машины не выпускали, зато в Москве на их базе делали и универсалы, и (в ранние годы) коммерческий фургон М-2734. Но в памяти многих из нас скорее остался знаменитый Москвич-Люкс 2140 SL. Обычный же седан известен своим производством не только в СССР, но и в дружеской Болгарии
С 1976 по 1988 год (тогда по конвейеру уже вовсю шел печально известный М-2141) в Москве изготовлено ориентировочно 997 тысяч машин семейства М-2140 и М-2138, включая универсалы и очень маленькое число грузовых фургонов. Москвичи-2140 с полноценным полуторалитровым мотором от 412-го были гораздо популярнее, чем 2138 с древним 50-сильным от 408-го
С 1976 по 1988 год (тогда по конвейеру уже вовсю шел печально известный М-2141) в Москве изготовлено ориентировочно 997 тысяч машин семейства М-2140 и М-2138, включая универсалы и очень маленькое число грузовых фургонов. Москвичи-2140 с полноценным полуторалитровым мотором от 412-го были гораздо популярнее, чем 2138 с древним 50-сильным от 408-го
На фото показан универсал Москвич-2137. Грузовые же фургоны на базе обычных универсалов называли 2734 (с мотором М-412) и 2733 (с мотором М-408), но из-за слишком низкой крыши они были признаны тупиковой ветвью развития и сняты с производства в 1982 году. Более перспективные «каблуки» Иж с оригинальной грузовой «будкой» выпускали еще почти двадцать лет…
На фото показан универсал Москвич-2137. Грузовые же фургоны на базе обычных универсалов называли 2734 (с мотором М-412) и 2733 (с мотором М-408), но из-за слишком низкой крыши они были признаны тупиковой ветвью развития и сняты с производства в 1982 году. Более перспективные «каблуки» Иж с оригинальной грузовой «будкой» выпускали еще почти двадцать лет…
Еще одна модификация, которая никогда не выпускалась в Москве, но имеет близкое родство с «четыреста двенадцатым» – это ИЖ-2125 «Комби». Всего с 1973 по до 1999-ого в Удмуртии выпущены 414 тысяч машин в варианте Комби. Здесь показана «рестайлинговая» версия образца 1982-го
Еще одна модификация, которая никогда не выпускалась в Москве, но имеет близкое родство с «четыреста двенадцатым» – это ИЖ-2125 «Комби». Всего с 1973 по до 1999-ого в Удмуртии выпущены 414 тысяч машин в варианте Комби. Здесь показана «рестайлинговая» версия образца 1982-го
При этом "завод-побратим" гораздо активнее выпускал коммерческие машины - фургоны и пикапы. Что интересно, самый последний автомобиль на базе классического Москвича (это фургон Иж-2715) был выпущен в Ижевске одновременно с кончиной московского завода – в 2001 году. В общей сложности ИЖ выпустил на начала двухтысячных годов свыше 4 миллионов легковых и грузовых автомобилей...
При этом "завод-побратим" гораздо активнее выпускал коммерческие машины - фургоны и пикапы. Что интересно, самый последний автомобиль на базе классического Москвича (это фургон Иж-2715) был выпущен в Ижевске одновременно с кончиной московского завода – в 2001 году. В общей сложности ИЖ выпустил на начала двухтысячных годов свыше 4 миллионов легковых и грузовых автомобилей...
Четвертое и последнее семейство Москвичей – М-2141. О долгой и мучительной истории появления этой модели написано множество статей. Всего с 1986 по 2001 год выпущены 717 тысяч переднеприводных машин этого семейства, включая поздние модификации «Святогор», а также мелкосерийные седаны «Князь Владимир», стретчи «Юрий Долгорукий» и "Иван Калита", двухдверные купе «Дуэт»...
Четвертое и последнее семейство Москвичей – М-2141. О долгой и мучительной истории появления этой модели написано множество статей. Всего с 1986 по 2001 год выпущены 717 тысяч переднеприводных машин этого семейства, включая поздние модификации «Святогор», а также мелкосерийные седаны «Князь Владимир», стретчи «Юрий Долгорукий» и "Иван Калита", двухдверные купе «Дуэт»...
В общей сложности за неполные 55 лет завод в Москве изготовил чуть больше 5 млн автомобилей, из которых 1,4 миллиона были экспортированы. Самым успешным стал 1980 год, когда произвели 188 тысяч автомобилей М-2140/2138. Выпуск переднеприводных моделей на базе М-2141 не превышал 106 тысяч в год
В общей сложности за неполные 55 лет завод в Москве изготовил чуть больше 5 млн автомобилей, из которых 1,4 миллиона были экспортированы. Самым успешным стал 1980 год, когда произвели 188 тысяч автомобилей М-2140/2138. Выпуск переднеприводных моделей на базе М-2141 не превышал 106 тысяч в год
Возрожденный Москвич уже потихоньку появляется на улицах российских городов. В апреле 2023-го начали также мелкосерийную сборку электромобилей 3е (здесь на фото от автора), а во втором полугодии готовится запуск более крупного седана...
Возрожденный Москвич уже потихоньку появляется на улицах российских городов. В апреле 2023-го начали также мелкосерийную сборку электромобилей 3е (здесь на фото от автора), а во втором полугодии готовится запуск более крупного седана...

Мои собственные книги по истории Mercedes-Benz: два тома изданы, третий в подготовке:

Автомобили BMW. Эволюция на грани революции. Том 2: 1972-2006 | Савин Александр - купить с доставкой по выгодным ценам в интернет-магазине OZON (749521866)