Найти в Дзене
В ЖИЗНИ И В КИНО

Бунт остановлен одной фразой: эпичная история о самом лучшем мэре

«Я не могу превратить камни в хлеб, но если моя кровь может вас напоить – выпейте ее до последней капли!» - заявляет человек в буквальном смысле припертый к стенке толпой недовольных граждан. Что вообще происходит на этой картине? Мы во Франции, на полуострове Бретань. Регион, основное население которого составляют не французы, а бретонцы – народ кельтского происхождения, родственный валлийцам и ирландцам. Впрочем, сегодня все жители Бретани прекрасно говорят на французском языке. На протяжении столетий бретонские крестьяне и рыбаки были головной болью французских правителей. Свободолюбие и крутой нрав заставляли местных мужчин присоединяться к любым бунтам и мятежам. В годы Французской революции (1789-1799), здесь бушевало настоящее восстание, с трудом подавленное центральной республиканской властью. В 1792 году мэром столицы Бретани города Ренн стал бретонец-республиканец по имени Жан Леперди. Еще недавно он трудился портным, но Революция круто изменила его жизнь. В историю города он

«Я не могу превратить камни в хлеб, но если моя кровь может вас напоить – выпейте ее до последней капли!» - заявляет человек в буквальном смысле припертый к стенке толпой недовольных граждан. Что вообще происходит на этой картине?

Т. Моро де Тур. Мэр Ренна. 1887 г. Ренн, Музей Бретани. Общественное достояние
Т. Моро де Тур. Мэр Ренна. 1887 г. Ренн, Музей Бретани. Общественное достояние

Мы во Франции, на полуострове Бретань. Регион, основное население которого составляют не французы, а бретонцы – народ кельтского происхождения, родственный валлийцам и ирландцам. Впрочем, сегодня все жители Бретани прекрасно говорят на французском языке.

На протяжении столетий бретонские крестьяне и рыбаки были головной болью французских правителей. Свободолюбие и крутой нрав заставляли местных мужчин присоединяться к любым бунтам и мятежам. В годы Французской революции (1789-1799), здесь бушевало настоящее восстание, с трудом подавленное центральной республиканской властью.

Франция, красным выделен регион Бретань. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Bretagne_region_locator_map2.svg?
Франция, красным выделен регион Бретань. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Bretagne_region_locator_map2.svg?

В 1792 году мэром столицы Бретани города Ренн стал бретонец-республиканец по имени Жан Леперди. Еще недавно он трудился портным, но Революция круто изменила его жизнь. В историю города он вошел как защитник местных жителей от произвола парижских комиссаров, прибывших вершить революционный террор. Установленная на центральной площади гильотина готовилась обезглавить тысячи врагов Революции.

Тогда казнить могли любого, достаточно было доноса или простого подозрения. Мужчину, женщину и даже несовершеннолетнего ребенка, могли обвинить в поддержке свергнутой королевской династии Бурбонов, в антиправительственном заговоре, в оказании помощи (например, продавали продукты или пустили в дом на постой) бунтовщикам. В Бретани и в соседнем регионе Нормандия республиканцы устроили настоящий революционный геноцид против недовольных.

Гравюра, 1790-е гг. Общественное достояние
Гравюра, 1790-е гг. Общественное достояние

Мэр Ренна не только не поддержал революционный настрой, а наоборот, смог утихомирить своих радикально настроенных соратников, запретив бессудные казни. И хотя он пробыл у власти всего 3 года, месье Леперди смог найти язык с мятежными горожанами и превратить свой город в мирный оазис в бушующем регионе.

После ухода с поста главы города, он стал бессменным членом муниципального совета Ренна вплоть до своей кончины в 1823 году.

Сегодня в центре Ренна, Жану Леперди, единственному мэру в истории города, установлен памятник. Бронзовый градоначальник разрывает список, в котором фамилии 23-х жителей Ренна, подлежащих казни на гильотине.

Статуя, фото 2008 г. Общественное достояние
Статуя, фото 2008 г. Общественное достояние

Картина, с которой мы начали рассказ, сегодня находится в Музее Бретани в городе Ренн. Ее приобрели у частного коллекционера местные меценаты в дар городу в 2012 году.

Автор полотна – французская художница Тереза Моро де Тур (1861-1921). В 1887 году она представила публике полотно «Мэр Ренна».

Здесь изображен эпизод, произошедший в начале правления «самого лучшего мэра» Жана Леперди. Насколько он достоверен, сегодня историки спорят, но не суть важно. Городская легенда гласит, что в городе начался голод из-за того, что восставшие крестьяне в округе поголовно сражались с правительственными войсками, а поля стояли заброшенными.

В один из дней отчаявшиеся жители Ренна вооружившись, кто, чем мог, отправились на штурм городской администрации.

Т. Моро де Тур. Мэр Ренна (фрагмент). 1887 г. Ренн, Музей Бретани. Общественное достояние
Т. Моро де Тур. Мэр Ренна (фрагмент). 1887 г. Ренн, Музей Бретани. Общественное достояние

Перед огромной толпой голодных и рассерженных горожан бесстрашно вышел Жан Леперди. Мэр объяснил, что продовольствия в городе нет, а бунт только приведет к жертвам и последующим репрессиям со стороны республиканской власти. Он предложил людям просто разойтись и искать способ, как выжить.

И тогда из толпы раздались призывы закидать мэра камнями. Первый брошенный булыжник попал ему прямо в лоб. На что Леперди разорвал на груди камзол и произнес эпическую фразу, с которой мы и начали наш рассказ:

- Я не могу превратить камни в хлеб, но если моя кровь может вас напоить – выпейте ее до последней капли!

Говорят, что слова мэра Ренна успокоили восставших горожан и заставили их разойтись по домам. Набожные бретонцы восприняли спич Леперди, как откровение из Библии, тем более там была отсылка к жизнеописанию Христа.

Жюль Ян. Портрет Жана Леперди. 1795 г. Ренн, Музей изящных искусств. Общественное достояние
Жюль Ян. Портрет Жана Леперди. 1795 г. Ренн, Музей изящных искусств. Общественное достояние

Бунтовщики не пролили кровь, ничего не разграбили, а потому могли не опасаться республиканских карателей с гильотинами. А голод трудолюбивые бретонцы, в конце концов, смогли победить.