Ну что, о книге надо все-таки что-то сказать, раз пост-анонс уже был...
И первое, о чем хочу предупредить: эта книга очень откровенного содержания, местами слишком.
Издательская маркировка "16+" не точна, это, конечно, "18+". Маркировка должна предупреждать, что в книге можно встретить все: и откровенные сцены сексуальных отношений, и насилие, и жестокость, и детальное описание пыток...
И если бы автор просто упивался вседозволенностью, то эту книгу нужно было бы просто сжечь на костре и забыть о ней.
Но в том то все и дело, что несмотря на эту "грязь", в книге есть и "прелесть". Книга не отпускала меня до последней страницы, она просто сломала мои представления о литературе.
Разрешите представить - Элен Гремийон "Гарсоньерка"
Элен Гремийон ведет свой детективный танец с такой уверенностью и страстью, с таким блеском и такой психологической глубиной, что невольно поражаешься - ведь она так молода. Ее портреты женщин на грани нервного срыва и мужчин, отчаянно пытающихся спасти остатки чести, выписаны на фоне истории, почти задохнувшейся от лжи и насилия...
Paris Match
Эту книгу я выбрала по обложке. И по упоминанию, что книга пропитана атмосферой аргентинского танго. Уже почти два года как аргентинское танго вошло и в мою жизнь. Хочу, чтобы и вы прониклись духом аргентинского танго, прежде чем я продолжу рассказ о книге. На видео одни из лучших:
Этот роман навеян подлинной историей. События происходят в Аргентине, в Буэнос-Айресе. На дворе август 1987 года - это зима. Времена года не одинаковы в разных местах. В отличие от людей.
По жанру - это детектив. В самом начале происходит убийство и на протяжении всей книги мы с героями пытаемся разобраться, кто же его совершил.
Но этот текст разрушает все каноны:
Каноны приличия (о чем я уже сказала выше). Если описание откровенных сцен в литературе для вас неприемлемо, то, наверное, стоит отказаться от чтения этого романа.
Каноны жанра. Горевали ли вы хоть раз о жертвах в детективных романах? Кажется, что часто жертва - это просто часть декорации; ингредиент, необходимый, чтобы началось расследование.
Каноны формы. Часто возникает ощущение, что романом претворяется пьеса. Автор почти отсутствует: ремарка, реплика, реплика, ремарка... Нет никаких оценочных суждений, описаний, лирических отступлений. Важный исторический пояснения даются в комментариях, но не в диалогах персонажей.
Каноны распределения ролей. Первым подозреваемым в деле оказывается муж жертвы, практикующий психотерапевт. Помочь ему берется одна из его пациенток, женщина не совсем здоровая, в чьи мысли мы и будем погружены на протяжении всего романа.
Каноны верстки. Ты действительно не знаешь, что ждет тебя на следующей странице: это может быть поток мыслей, без знаков препинания, заглавных букв; одно предложение на всю страницу; вывеска магазина и даже нотный лист:
На представленных страницах приведены ноты, а на следующем развороте перевод - танго "Ревность":
Танго - это танец, в котором все смотрят на женщину (у неё ярче наряд, эффектнее позы и движения), но ведёт в танце мужчина, он определяет рисунок танца. Собственно мастерство партнера определяется тем, насколько эффектно он подает партнершу.
Я знала это, начиная читать роман. Сообщаю и вам, если вдруг решите с ним познакомиться. Кажется мне больше нечего сказать, чтобы не раскрыть тайну, интригу детективного романа.
Описание получилось несколько мрачным и скомканным. Но роман действительно заслуживает внимания. В нем много подробностей об истории Аргентины, которые туристам не сообщают. В нем есть достойные внимания мысли:
Расследование - это процесс против одиночества, это означает, что человеку нельзя оставаться наедине с собой, он обязан каждый час, каждую минуте своей жизни проводить в обществе, чтобы обеспечить себе алиби - вдруг его когда-нибудь обвинят понапрасну.
В другом месте:
Таинственная жизнь у воспоминаний: могут поддаться, а могут и отказать... Воспоминания свободны. Они нами играют. Они уменьшаются, расширяются, сживаются, избегают нас или испепеляют. Порожденные жизнью, они становятся ее хозяевами. Войско времени, с помощью которого время сводит нас с ума. Память - злая волшебница. Воспоминания - ее темные силы.
Или:
Нельзя все отдавать голове, надо вернуть телу то, что ему принадлежит: движение, хождение, прогулки... Голова тиранит тело, нельзя давать ей волю, здоровью от этого никакой пользы, тело создано не для того, чтобы бездействовать... Вот из-за этого и появляются навязчивые мысли она столько лет танцует, что должна бы уже понимать, насколько все проясняется, когда тело не застаивается...
Ну, и на десерт:
Танцующие люди - все равно что дремлющие вулканы, с той лишь разницей, что они проснулись.
P.S. На протяжении всего романа я гадала, кто такая гарсоньерка. Я думала, что это женщина. Так же поясняет это слово героиня в конце повествования. Но "гарсоньерка" - это холостяцкая квартирка. Вот так.