Семья Шолоховых в посольстве СССР в Швеции. Стокгольм. 10 декабря 1965
24 мая — день рождения Михаила Шолохова (1905—1984). Писатель часто поддерживал Советское правительство, но по некоторым вопросам имел собственную точку зрения, не совпадавшую с официальной позицией. Вот пример. Журналист Георгий Яковлев (1936—2019) вспоминал:
«Однажды главный редактор «Комсомолки» Борис Панкин дал мне задание: «Завтра тебе передадут брошюру, которую выпустили китайцы, где «размазан» рассказ Шолохова «Судьба человека». Пусть он выскажется по этому поводу. И хорошо бы, чтобы дал оценку движению хунвейбинов». Приехал я вечером в Вешенскую, через помощника передал брошюру. Шолохов встретил меня утром в своём рабочем кабинете на втором этаже, был он в белой рубашке, лицом строг, неулыбчив.
— Расстроил ты меня этой книжонкой, — сказал писатель. — Не ожидал. Соколова за предателя выдают, считают, что ему надо было голову сложить... Теоретики марксизма! Борису привет передай, а писать ничего не буду... Я с молодой горячностью начал было уговаривать Шолохова: дескать, надо же дать отпор зловредным хунвейбинам. Михаил Александрович закурил и ответил...».
Ответ Шолохова очень любопытен, Георгий Яковлев пересказывал его не один раз, с некоторыми вариациями. Вот эти пересказы:
«Я не знаю, что сейчас в Китае происходит. Мне говорили, что идёт борьба с бюрократией. Жестокая, азиатская».
«Это всё наши газеты пишут, а сам я не знаю, что там происходит. Возможно, идёт борьба с бюрократией, пусть даже по-азиатски жестокая, но нужная».
«Это всё газеты пишут, а сам я не знаю, что там происходит. Мне говорили, что идёт борьба с бюрократией. Жестокая, азиатская. Не хочу, чтобы на мою могилу потом камни бросали».
Так что присутствовала в СССР и такая точка зрения на «культурную революцию». И не только среди рядовых граждан, никому не известных, но и среди достаточно знаменитых людей, как М.А. Шолохов.
Хунвейбины («красногвардейцы») на площади Тяньаньмэнь