Зачем и куда ходил Колобок — и что из этого вышло...
А вы знаете, куда ходил Колобок, зачем и как все закончилось? Нет? Вот это нам и предстоит сегодня узнать! Предлагаю на время стать детективом, вооружившись лупой, компасом и биноклем, во время расследования пригодится фотоаппарат, карта местности, ручка и блокнот! И не забудьте трость, шляпу, очки и хорошее настроение!)
В прошлых статьях мы познакомились с двумя вариантами сказки, узнали, кто настоящие «родители» Колобка, выяснили особенности жизненного пространства, где Колобку суждено было появиться на свет…
Вероятнее всего, когда Колобок лежал на окошке на домотканном рушнике, он был очень счастлив... И это счастье настолько его переполняло, что он не выдержал и закричал: "Я родился!!! Я родился!!!" Иначе, как бы мог его опрокинуть звездный дождь?) С какой стати? Вот вам и тема для размышления: не высовывайся раньше времени — а то опрокинут! Конкуренция, знаете ли!!!
Но шутки шутками, однако у нас не выяснен один очень важный вопрос. Осталось узнать, какие надежды возлагали «родители» на Колобка и оправдал ли он их ожидания... Придется пройти вслед за Колобком по Чертогам, заглянуть в тридевятое царство, тридесятое государство... А ещё мы прогуляемся по звёздным дорогам, споём песенку Колобка, узнаем рецепт, как испечь этого непоседу, и много-много всего интересного!
Итак… Поехали!
3. Родной дом Колобка. Где то самое окошко?
Первый Чертог Девы Живы
Для понимания, почему «родителями» Колобка стали именно Джива и Даждьбог, важно отметить, что Первым Чертогом в Сварожьем Круге является Чертог Девы Живы (сокращенно — Дживы). Отсюда и возникает прообраз «Рождающая Дева».
Но, по представлению древних славян, первым рождается не тело, а Душа. И именно Богиня Джива при рождении каждому дарует чистую и светлую Душу. Может быть, поэтому именно Джива и является Покровительницей Первого Чертога? Кстати, Руна Чертога очень похожа на силуэт женщины, приподнявшей руки.
Священным деревом этого Чертога является яблоня — плодоносящее дерево. Яблоко растет на яблоне, что символизирует воплощение Души в своём Роду, а потом Душа идет по стопам родителей. Угадайте с первого раза, откуда пошла пословица «Яблоко от яблони недалеко падает»…
А далее идут Чертоги Вепря (2, — дикий кабан с клыками), Щуки (3), Лебедя (4), Змея (5), Ворона (6), Медведя (7), Бусла (8, — слово сохранилось в белорусском языке, в переводе — «аист»), Волка (9), Лисы (10), Тура (11, — бык), Лося (12), Финиста (13, — разновидность сокола, не Фенист), Коня (14), Орла (15), Раса (16, — белый леопард).
Чертог Рады
Давайте еще раз вспомним: когда Джива испекла Колобок, она его положила остывать «на окошко Чертога Рады». Но где этот Чертог Рады? В списке 16 Чертогов его нет! Ответ находим опять же в фольклоре и в русских народных сказках.
Сказка «Финист Ясный Сокол»
В сборнике А.Афанасьева есть сказка «Финист Ясный Сокол». Сюжет этой сказки основан на мифе об Амуре и Психее. О чем эта сказка? Дочь вдовца (младшая), оставшись без матери, живет с отцом и старшими сёстрами, ведёт хозяйство, заботится о доме и о семье. И однажды, отправляясь на базар, отец спрашивает дочерей, какие гостинцы им привезти. Сёстры заказывают себе дорогие наряды, а Марьюшка просит купить ей соколиное перышко.
(Примечание: в сказке из сборника Афанасьева младшую дочь зовут Марьюшка. В «Сказе о Ясном Соколе» (Веды) её величают Настенькой).
Глупые сёстры смеются над сестрой, но однажды узнают тайну Марьюшки. При помощи этого перышка девица призывает своего суженого, обращенного птицею. Злые и завистливые сёстры, стремясь помешать счастью влюбленных, воткнули ножи в окно младшей сестры, чтобы Финист поранился и больше не прилетал. Так и случилось. Пытаясь влететь в окно, он изрезал себе грудь и вынужден был покинуть свою невесту, улететь в тридевятое царство, тридесятое государство.
Тогда Марьюшка отправляется за ним, ей предстоит нелегкий путь и тяжёлые испытания.
«Тридевятое царство, тридесятое государство» — это где?
В славянской мифологии Солнце именуется Ярило-Солнце. Ярило — означает, что вокруг него вращается 27 Земель. Значит, система Ярилы-Солнца состояла из 27 Земель. Число 27 (Земель) раньше так и называли — «тридевять земель». Откуда это? Все просто: 27 = 3 Х 9 (тридевять).
Так же объясняется и число «тридесять».
(Отступление: Когда я учу детей на уроках русского запомнить написание двойного -нн- в числительном «одиннадцать», я обращаю их внимание на образование и состав слова: один + на + десять, т.е. 11= 1+10 (одиннадесятое → один-на-дцать). Слово «десять» сократилось, и получилось «одиннадцать» с удвоенным -нн- на стыке двух слов).
Число «13 — три-на-дцать» означает «три + на + десять», т.е. 13 = 3 + 10 (тринадесятое → тридесятое).
Значит, Марьюшка, отправившись за Ясным Соколом в тридесятое царство, держала путь 13-й Чертог. А это как раз Чертог Финиста. Покровителем Чертога является Вышень. Как мы помним (писалось выше), Этот Бог — небесный справедливый судья, который разрешает споры между Богами или между людьми. Интересно, что Священным древом Чертога является вишня, ягоды которой использовали в разрешении споров. Может быть, поэтому этот Чертог еще называли Чертогом Рады (вспомните: вече, рада). Именно на его окошко Джива положила студить Колобок.
Кстати, ответ на этот вопрос мы легко можем найти в древнерусском «Сказе о Ясном Соколе». Вот диалог Настеньки с батюшкой:
— А тебе чего привезти, Настенька?
— А погляди, батюшка, перышко от Ясна Сокола из чертога Финиста: будет ли, нет ли.
(Примечание от автора статьи: Я очень люблю русские народные сказки, но, прочитав древнерусские тексты, я теперь их ни на что не променяю. В них все так чисто, честно, все так по-человечески… Читая их, я отдыхаю душой и исцеляю сердце. Правда… Всем советую… Лучше любого психотерапевта. Читайте эти тексты своим детям… Не пожалеете…)
ЗА «тридевятое царство, тридесятое государство» — это где?
И ещё интересный вопрос: Марьюшка отправилась за своим суженым «ЗА тридевять земель»? Куда — мы уже выяснили… А почему «ЗА»? Ведь Сварожий (зодиакальный) Круг — это Путь, по которому проходит Солнце в течение года… Так где же это «ЗА»? Дело в том, что есть еще и другой понятие — понятие эпохи, которую определяют по тому, в каком Чертоге находится Солнце во время солнцестояния. Это была эпоха Лисы. А Марьюшка вышла из Чертога Лисы (10-го) и отправилась дальше — в Чертог Финиста (13-й).
4. Почему героя сказки зовут Колобок?
Разобравшись во всех этих понятиях, теперь наконец-то можно вернуться к содержанию славянской сказки «Колобок».
Думаю, что самое время разобраться в «имени» главного героя — точнее сказать, в образе главного персонажа.
Почему нашего героя зовут Колобок? Откуда такое имя? Давайте откроем «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля. Что мы видим?
Что у славян в те времена широко использовалось старинное слово «коло», т.е. «круг, окружность; колесо». (Но Колобок — это не «окружность», не плоский блин). Смотрим дальше.
А вот и слово «колобъ» — имело значение «башка, скатанный ком, шар, катанец; небольшой, круглый хлебец, хлеб; круглый пирог с толокном». Это оно — наше слово.
А Колобок — уменьшительно-ласкательная форма от слова «колоб».
Хорошо, с именем главного героя сказки определились. Оно продиктовано его формой. Но почему выбрана именно такая форма? И вообще, это могла быть какая-нибудь птица, зверюшка или бытовой предмет… Почему не они? А все потому, что даже выбор главного героя продиктован идеей произведения.
5. О чём поёт Колобок! Песенка Колобка
Вы, конечно же, заметили, что известная песенка Колобка появилась только в русской сказке, в древнем варианте ее нет. И хотя эта сказка для нас современная (почти, — так мы ее воспринимаем), но и здесь появляются свои вопросы. Вспомним начало песенки:
Я по сусеку скребён, на сметане мешён,
Я в масле пряжён, на окошке стужён…
— А что такое «пряжён»?
Ответ находим в других вариантах сказки:
Я колобок, колобок! Я по коробу скребён,
По сусеку метён,
На сметане мешён,
Да в масле печён,
На окошке стужён.
То есть, «пряжён» (пряжить) — это означает «жарить», а не готовить в печи, как мы себе представляем, причем, жарить именно в масле — этакий фритюр по-древнерусски).
Слово это очень древнее, подтверждением чего является его присутствие во многих славянских языках: в польском — рrаżуć, в чешском — pražiti, в болгарском — «пъ́ржа, пра́жа»; и все эти глаголы имеют значение «тушить, поджаривать, жарить». Даже в церковных книгах встречается выражение «пряжение грешников» — думаю, смысл объяснять не надо.
6. Образы сметаны и масла в песенке Колобка
А вот вам еще один вопрос-головоломка! Как вы думаете, что означают образы сметаны и масла в песенке Колобка? «Ну, так готовят и замешивают тесто» — скажете вы. Так-то оно так, да не все так, как лежит на поверхности)))…
Мы живем в Солнечной системе. Если мыслить по-древнерусски, то в тридевятом царстве :)… (Помним, да? 27 планет, — это наше звездное пространство в системе Ярилы-Солнца).
В Созвездии «Стожар» (Плеяды) Солнце — это восьмая звезда, которая входит в состав Сварги Пречистой (Млечного Пути).
Мука́, сметана, масло — это не просто продукты, как мы себе это представляем. В сказке — это образы-метафоры, олицетворяющие Звёздный Свет. По представлению древних славян, Небесные Прародители, которые живут на Млечном Пути (небесное молоко) из Светоносных Космических Энергий Млечного Пути (сметана и жёлтое масло) слепили и испекли в Небесном огне «Колобье Тело» (опять же метафора, которая подразумевает Интеллектуальное Тело Человека). Хочу заметить, что для древних славян — это было вовсе не метафорой, они в это искренне верили, я же характеризую «Колобка» исключительно как произведение словесного искусства, дошедшего до нас из глубины веков.
А дальше в сказке показано само путешествие Колобка, которое начиналось в Центре Млечного Пути (Сварги Пречистой), далее движется через Плеяды (Стожары) и Солнце (Ярило) и достигает Земли.
«Достигает Земли» — это о чем? Что здесь имеется в виду? То, что вечером Солнце садится (закат)? А по славянскому календарю в 18 часов после захода Солнца начинаются новые сутки?
7. Почему Колобка съела именно Лиса?
Прочитаем Концовку сказки.
Почему Колобка съела именно Лиса? Почему не Волк, не Вепрь, не Ворон или Медведь? Это мог сделать любой из них. А дело в том, что во времена возникновения сказки люди жили в эпоху Лисы (Солнце-Ярило во время солнцестояния находилось в Чертоге Лисы), которая по славянскому календарю длилась с 392 г. по 2012 г.
Отсюда и следует мысль, что за, казалось бы, обычным Путешествием Колобка и подразумевается Жизненный Путь человека (причем, в эпоху Лисы — время хитрости, лжи и обмана; о чем я писала в начале статьи).
Разбираясь в этих древних терминах и понятиях, вот так постепенно мы приходим к пониманию содержания славянской сказки. Так о чем же она все-таки? Чему учила людей в древние времена?
8. Путь Колобка, в каких Чертогах он побывал?
Читаем дальше…
«Пошёл Звёздный дождь, опрокинул Колобка».
То есть, Колобок, в отличие от русской сказки, не сам убежал, а его опрокинул Звёздный дождь… Это уже не о характере персонажа, а о судьбе Колобка (человека).
«А он вдруг засиял — и покатился по Перунову пути».
Обратите внимание на слово «засиял», т.е. начал излучать свет!
«Но недолго он катился — в Чертог Вепря прикатился…»
Начинается удивительное путешествие Колобка. Но почему Колобок не просто встречается посреди дороги с Вепрем, как происходят встречи со сказочными персонажами в русской сказке, а он прикатился именно в Чертог, где и встречается с Вепрем?
«А Вепрь взял да и отгрыз у Колобка бок, но не весь, а кусочек».
Опять же, в отличие от русской сказки, где Колобок уходил целым и невредимым от Зайца, Волка и Медведя, желающих его съесть, в славянской сказке Колобок при каждой встрече теряет часть себя, т.е. уменьшается в размерах:
«Лебедь и отклевал крошечку Колобка,
В Чертоге Во́рона — Ворон отклевал бочок,
В чертоге Медведя — Медведь примял Колобку бок.
Волк в своём Чертоге — почти пол Колобка обглодал, А когда докатился Колобок до Чертога Лисы — Лиса-то его и съела».
9. Идейный смысл славянской сказки «Колобок»
Теперь все становится понятным. Путешествие Колобка мы можем наблюдать ночью (начинается в Центре Млечного Пути), далее главный герой катится по созвездиям (Чертогам Сварожьего Круга, т.е. знакам зодиака — встречает: Вепря, Лебедя, Во́рона, Медведя, Волка, Лису, которые «съедают» часть колобка, т.е. месяца), в каждом из них становится в размерах меньше, а когда остается лишь в виде серпа, то и его съедает Лиса (т.е. Миргард-Земля полностью закрывает Месяц от Солнца) — и начинается Новолуние).
Таким образом, славянская сказка «Колобок» — это наблюдение предков за астрономическим явлением: движением Луны (Месяца) от полнолуния (Чертога Девы и Раса — примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва) — до новолуния (Чертог Лисы). «Замес теста» Колобка происходит в Чертоге Девы и Раса.
Значит, славянская сказка для детей — это такое игровое пособие для изучения фаз Луны. Оно показывает детям Созвездия, демонстрирует, как Луна (Колобок — «коло» — круглый бок) катится по созвездиям и уменьшается в размерах (образно — у неё в каждом из них откусывают бок), т.е. сказка образно объясняет детям, как убывает и растет Луна, как она меняется в течение месяца.
Очень круто! Современным учителям полезно перенять такой опыт: обучение через игру!) Наглядно и интересно!
Многоплановость сказки
Как видим, эта сказка многопланова! В этом её и прелесть! Это, как в символизме: за одним образом-символом раскрывается множество понятий — в зависимости от таланта и начитанности читателя. О первом плане — обучающем — мы уже сказали. А вот вторым планом «Колобка» идет размышление о судьбе человека.
По этому тексту мы видим, что идейное содержание славянской сказки иное, чем в русской — она не о поведении человека, а о его жизненным пути. Хотя и здесь можно сказать, что истина где-то рядом. Жизненный путь — это одна из аллегорий.
Казалось бы, всего-то сказка — текст из нескольких строк, а в современном варианте из нескольких небольших страниц с картинками. А сколько глубины и смысла заложено в этих строчках, сколько мудрости, о которой мы даже не догадываемся. Славянские сказки, мифы, сказания, былины, русские народные сказки — это неисчерпаемый кладезь знаний, в заботе о нас преданный нам нашими дорогими предшествующими поколениями, это наше наследие, наша культура, которую мы должны любить и беречь.
Существует мнение, что Колобок — это все же не Луна, а Солнце. И эта версия также жизнеспособна. Её мы рассмотрим в следующей статье.
Друзья, спасибо, что вы остаётесь с нами!) Ваши лайки и комментарии - это лучшая оценка и благодарность за наш труд. Поделитесь пожалуйста, ссылкой на статью в соц сетях! Подписывайтесь! Мы всегда рады работать для вас и рассказывать о самом интересном в мире литературы и искусства.
Если понравилась статья, не забудьте добавить её в избранное.
ДО ВСТРЕЧИ НА ВАШЕМ КАНАЛЕ!
С Уважением, Алёна и Фан-клуб «МаксМоро»
Все произведения Макса Моро принадлежат автору! Размещение статьи и фрагментов статьи на других сайтах запрещается!