Обычно очень сдержанный Николай II, в разговоре с наставником цесаревича Алексея, не смог сдержать эмоций под впечатлением от новостей о разложении и деморализации армии:
Печально видеть, как разваливается армия. Нет больше дисциплины. Царит анархия. Солдаты выбирают себе офицеров. Офицеры боятся своих подчиненных, которые, в свою очередь, шпионят за ними.
Учитель цесаревича Алексея записал эти слова царя в своем дневнике.
Если же смотреть в исторической перспективе, то развал армии начался с того, что Петросовет (в тот период фактически деливший власть в Петербурге с Временным правительством) в начале марта 1917 года издал т.н." Приказ № 1", предписывавший низшим армейским чинам подчиняться не офицерам, а выборным комитетам из солдат.
Чаще всего считается, что Петросовет дейстовал из лучших побуждений для "демократизации армии". Но не смог просчитать последствия.
В этом случае мне чрезвычайно интересно: Понимал ли сам Николай II, что катастрофа в армии была следствием и его (конечно, частично) отречения?
Жалел ли царь о своём поступке?
Существует версия, что Николай II написал отречение под давлением и угрозами. Или что вообще никакого отречения на самом деле не было.
Но что мешало царю в этом случае высунуться из окна вагона (поезд стоял на месте и был полон простых солдат, которые находились и на улице) и сказать кому-либо из нижних чинов: "Ребята, предатели вынуждают меня отречься! Помогите мне!".
Нисколько не сомневаюсь, что всю делегацию Думы вместе с генералами - изменниками немедленно скрутили бы.
На мой взгляд, все это скорее говорит том, что Николай II был излишне идеалистичен и не вполне адекватно оценивал ситуацию.
Так, преданный монархист, обер-гофмаршал князь В. А. Долгоруков, говорил по секрету тому же Пьеру Жильяру в мае 1917 года, что после отречения Николай II просил Временное правительство выделить ему полк и отправить его на фронт.
Учитывая то, что тогда творилось в стране - удивительный идеализм.