Найти тему
Полемика Кринжа

Проблема интерпретации искусства на примере Neon Genesis Evangelion

Вступление

Данная статья была слишком объёмной, так что я решил и для простоты чтения, и для удобства редактирования разделить её на 3 части:исследование отаку-культуры, критика отаку в Евангелионе и проблемы интерпретации критики отаку в Евангелионе

Ева 01
Ева 01

Культура отаку

Культура отаку, как можно понять из названия, возникла и сформировалась в Японии. Её последователи, в основной своей массе асоциальные мужчины средних лет, представляют собой фанатов аниме и затворников, сохнущих по 2D тян, сидящих в интернете и имеющих даже по японским меркам весьма странные увлечения. Формироваться эта культура начала как раз в 90-е 00-е годы, в рассвет аниме-индустрии и на сегодняшний день уже более 25% японцев считают себя отаку. Казалось бы, ничего особо критичного здесь нет, но есть нюанс. Как уже было сказано выше, отаку, если не в большинстве своём, то по крайней мере в значительной массе асоциальны, не работают и склонны к домогательствам и девиантному поведению, что может стать причиной как усугубления уже существующих серьёзных проблем в Японии(таких как безработица и катастрофически большое количество одиноких людей 70+ лет), так и возникновение новых, по типу кодокуси(одинокая смерть, дословно). Что меня настораживает ещё больше - культура отаку, хоть и немногочисленна в России, но уже устойчиво у нас закрепилась на фоне предшествующей ей культуры хикки и может создать ещё большие проблемы, чем в прогрессивной Японии, тк, хоть безработица в России и в Японии на +- равном уровне, однако людей, находящихся за чертой бедности, следовательно, более склонных к подобному образу жизни у нас значительно больше.

Хидэаки Анно
Хидэаки Анно

Интерпретация критики отаку в Neon Genesis Evangelion

Однако Анно переоценил отаку, тк они оказались(вот это сюрприз) слишком тупыми, чтобы откопать посыл в сериале. Для них это всего лишь очередное меха-аниме, приправленное какими-то философскими идеями, которые преподнесены просто на блюдечке(по типу дилеммы дикобразов). Все фанаты в один голос кричали, как плоха концовка оригинального сериала, они ожидали «финального боссфайта», как это обычно бывает в меха-сериалах. «Детям очень важно, чтобы сказку каждый раз рассказывали одинаково, когда что-то меняют - они начинают возмущаться», и эта цитата прекрасно иллюстрирует отношение отаку к оригинальной концовке Евангелиона. Более того, те отаку, что были чуть умнее большинства, интерпретировали главный посыл противоположно авторской задумке. Они считали, что раз Синдзи главный герой - его решения априори верны, что в принципе-то не так чтобы и неправильно, но они упустили такую незначительную деталь, как прогресс Синдзи. Они не уловили этого очевидного контраста между Синдзи в первом эпизоде и Синдзи в последнем, следовательно, сделали такой вывод, что из своей комнаты вылезать и не нужно. Анно это очень не понравилось, он попытался исправить ситуацию(аж 5 полнометражными фильмами), но отаку уже «всё поняли» и до сих пор утверждают, что это Анно неправильно делал свой сериал и чуть до петли его не довели сообщениями с пожеланиями смерти.

Рей, Тряпка, Аска
Рей, Тряпка, Аска

Заключение

(Warning! личное мнение)

Что я, собственно, хотел сказать этой статьёй. Тк основной посыл Евангелиона в том, как я уже сказал, что нужно перестать смотреть аниме и найти работу, можно его экстраполировать на понимание творчества в целом. Творчество - это в первую очередь творение творца, а не наблюдателя, следовательно, единственно верный посыл произведения - это посыл, заложенный туда автором, а для того, чтобы его найти, нужно лишь не воспринимать всё буквально и научиться читать между строк. Да, есть Трансформеры или какой-нибудь 1+1, где посыла либо нет, либо он лежит максимально на поверхности, но не надо воспринимать буквально то, что орёт в экран о том, что не всё так просто. Истинно верный посыл можно найти в любом произведении, главное - чтобы автор его туда заложил, а найти его всегда достаточно легко, нужно лишь загуглить несколько интервью с автором.

И остаётся главный риторический вопрос: стоит ли вообще создавать что-то сложное, если большинство не поймёт главный посыл, и в итоге проблема, которую автор отчаянно хочет решить, может только усугубиться.

Тряпка мокнет
Тряпка мокнет