Найти тему

Симфония тесноты

⁠⁠Предобзор к Гран-При Монако Формулы-1 (26.05.2023-28.05.2023)

Вид на 3-ий сектор и стартовую прямую трассы в Монте-Карло
Вид на 3-ий сектор и стартовую прямую трассы в Монте-Карло

Пожалуй, нет в мире автоспорта ничего более неоднозначного, чем Гран-При Монако Формулы-1. Узкая трасса, минимальные шансы для обгона, низкие скорости – все это противоречит самой сути автогонок. Тем не менее победа на улочках княжества желанна для каждого пилота и является важной вехой в карьере.

Начало этапу в Монте-Карло было положено в далеком 1929 году. Из тесных участков дорог вдоль Лазурного берега сыном президента автоклуба Монако Антони Ногесом и пилотом Луи Широном было разработано короткое кольцо, изобилующее виражами и перепадами высот. Первое соревнование выиграл Уильям Гровер-Уильямс за рулем Bugatti. В 1931 году этапу в Монако был присвоен статус «Гран-При», как одному из наиболее значимых стартов в календаре. С началом эры Формулы-1 уик-энд в княжестве прочно закрепился в ежегодном гоночном расписании (за исключением 1951-1954 годов из-за проблем с финансированием и безопасностью и 2020 года из-за COVID’а).

Старт гонки 1929-го года и первого Гран-При Монако 1950-го года
Старт гонки 1929-го года и первого Гран-При Монако 1950-го года

Во многом из-за отсутствия лишней земли в Монте-Карло трасса практически не поменялась за почти век истории. Незначительные изменения, связанные с переносом шиканы после тоннеля и строительством бассейна на набережной еще в 70-х, сформировали её нынешний внешний вид. В течение следующих пятидесяти лет изменения конфигурации были скорее косметическими, а главный упор был сделан на безопасность – если раньше неудачливый гонщик мог напрямую познакомиться с едва ли не любым объектом инфраструктуры Монако, а то и искупаться в водах залива, то с начала 70-х годов в дни гонок гоночный трек начали огораживать специальными барьерами.

Авария Альберто Аскари, сражение на набережной и работа фотокорреспондентов
Авария Альберто Аскари, сражение на набережной и работа фотокорреспондентов

Но что же делает Гран-При Монако уникальным, почему при всей его скучности эта гонка стоит особняком в мире автоспорта? В первую очередь, высокая сложность трассы. Среди железных барьеров узких улиц как нигде чувствуется скорость и напряжение, поэтому гонщиками этап воспринимается как вызов, на который невозможно не ответить. Цена ошибки крайне велика, и поэтому победа в Монте-Карло воспринимается как квинтэссенция гоночного мастерства. За 68 проведенных Гран-При высшую награду из рук князя приняло 36 разных пилотов, но лишь 8 из них смогли одержать победу более двух раз.

Любопытные эпизоды из гонок в Монако
Любопытные эпизоды из гонок в Монако

Второй немаловажный пункт – это, конечно, финансовая составляющая. Монако является роскошным историческим и культурным центром, при этом несколько обособленным от Европы. Ввиду невозможности собственного производства каких-либо товаров и экспорта, экономика княжества строится на привлечении иностранных капиталов за счет льготного налогового режима, из-за чего на Лазурный берег стекаются миллионеры со всего мира, поэтому этап Формулы-1 привлекает внимание и средства и становится своеобразным показом мод. Отсутствие дополнительных трибун заставляет зрителей использовать для просмотра собственные яхты и балконы близлежащих домов и отелей, что поднимает цены на подобные удовольствия во время уик-энда до заоблачных высот (а пилоты, обосновавшиеся в Монако, после незапланированных сходов могут отправиться пешком домой или, например, на свою яхту).

Казино Монте-Карло, вид на бассейн из окна отеля и возвращение Кими Райкконена на яхту после схода в 2006 году
Казино Монте-Карло, вид на бассейн из окна отеля и возвращение Кими Райкконена на яхту после схода в 2006 году

Главными аспектами звездности этапа в Монте-Карло является его история и традиции. Так, впервые в гонках определение порядка старта через квалификацию было применено в Монако в 1933 году. В 60-х – 80-х годах прошли золотые годы этапа – исход гонки был максимально непредсказуем, и каждый заезд превращался в незабываемое шоу. Важным моментом была церемония награждения – она проходила в княжеской ложе напротив главной прямой. Кроме того, князь Монако Ренье III всегда был в тесных отношениях с руководством серии и являлся большим поклонником автогонок, во многом из-за чего добился того, что этап в небольшом, но очень гордом государстве не платил Формуле-1 за проведение Гран-При.

Церемонии награждения сквозь годы
Церемонии награждения сквозь годы

Однако в нынешнее время легендарный этап переживает не лучшие времена. Рост скоростей и размеров машин постепенно свел борьбу к практически полному её отсутствию, переложив едва ли не 99% результата на квалификацию, роскошью во время уик-энда уже никого не удивить, а новое руководство серии хоть и уважает традиции, но все больше подгоняет Гран-При Монако под свои требования. Новый контракт с трассой действует до 2025 года, но слабо верится, что за 3 попытки старт в Монте-Карло сможет удивить чем-то необычным и по-настоящему зрелищным. Учитывая историческую ценность гонки на Лазурном берегу, хочется, чтобы Liberty Media и власти крохотного государства смогли найти компромисс, при котором и Гран-При не будут воспринимать лишь как покатушки самого дорогого паровоза в мире, и столь ценная жемчужина будет близка к чемпионату мира.

Разноцветный караван во время гонки
Разноцветный караван во время гонки

Этап 2023 года пройдет после очередной затянувшейся паузы, поэтому внимание от истосковавшихся по Формуле-1 болельщиков Монако обеспечено. С учетом нынешнего доминирования Red Bull, гонка по узким улочкам может стать одной из немногих, где конкуренты смогут навязать австрийской команде сражение в квалификации, а потом не проиграть по тактике. Кроме того, некоторые команды, например, Mercedes, планируют показать обновленную машину уже в Монте-Карло, не дожидаясь Гран-При Испании. Все это обещает любопытную интригу, если, конечно, европейская непогода не решит заглянуть на вечеринку и в Монако.

Расписание трансляций (время московское):
Пятница, 26 мая;
14.30 – 1-я тренировка, 18.00 – 2-я тренировка
Суббота, 27 мая;
13.30 – 3-я тренировка, 17.00 – квалификация
Воскресенье, 28 мая
16.00 – гонка