Слуховые агнозии - нарушения слухового восприятия, вызванные локальным поражением височных отделов головного мозга вследствие инсультов, черепно-мозговых травм, опухолей.
Слуховые агнозии подразделяют на две категории: неречевые и речевые.
Неречевые агнозии возникают при поражении правой височной области и проявляются в неспособности освоить значение природных (издаваемых объектами природы) и предметных шумов (издаваемых звучащими предметами). Дети не различают не различают шелест листьев, шум дождя, шорохи, хлопки и т.п., не различают голоса животных и не подражают им.
У определенной категории детей встречается амузия, которая характеризуется неспособностью запомнить или узнать мелодию, воспроизвести ее ритм (слуховая аритмия).
Также нередко встречаются повышенная чувствительность к шумам (гиперакузия), неспособность распознать и передать интонационную составляющую речи, голоса (речь становится монотонной, скандированной), трудности различения длительности звуков, восприятия тембра, неспособность локализовать звуки в пространстве, неузнавание голосов знакомых людей, особенно по телефону.
Речевые агнозии (афазии) связаны с поражениями левой височной области и проявляются в трудностях понимания речи, из-за чего страдает и экспрессивная собственная речь ребенка.
Акустико-гностическая (сенсорная) афазия проявляется в неспособности дифференцировать фонемы, т.е. выделять признаки звуков речи, несущих в языке смыслоразличительные функции. В связи с этим, возникает феномен «отчуждения смысла слова». Звуки речи каждый раз воспринимаются ребенком искаженно, смешиваются между собой по тем или иным параметрам. Становится характерной логорея - обилие речевой продукции - как результат «погони за ускользающим звуком», замены одних слов другими, одних звуков другими.
Акустико-мнестическая афазия характеризуется неудержанием в памяти воспринятой на слух информации, т.е. слабостью акустических следов, в связи с чем наблюдается сужение объема запоминания. Эти дефекты приводят к определенным трудностям понимания развернутых текстов, требующих участия слухоречевой памяти. В собственной речи детей с этой формой афазии основным симптомом является словарный дефицит.