Ольгинский мост в Пскове через реку Великую с ажурными пролетами и остроконечными башенками памятен даже тем горожанам, которые его не видели и знают только по старым фотографиям.
Он был очень красив, поэтому спустя столетие можно услышать, как некоторые и я в том числе, мечтают о восстановлении моста своего детства.
Таким он был с октября 1911 года, когда под проливным дождем его торжественно открыл псковский губернатор Александр Адлерберг.
Ольгинский мост - главная транспортная артерия Пскова, прослужил 60 лет. Трижды менялось его название:
- в 1911 году наречённый в честь святой равноапостольной княгини и знаменитой Псковитянки Ольги
- в 1923 году к пятилетнему юбилею вооруженных сил он стал мостом Красной Армии.
- в 1946 году Красная армия стала Советской и мост стал именоваться мостом Советской армии.
Также три раза важнейший стратегический объект был взорван.
- Первый - в Гражданскую войну, 25 мая 1919 года во время боёв красной армии с белоэстонцами.
- Потом его повредили отступающие советские войска 8 июля 1941 года перед оккупацией города немецко-фашистами.
- И в третий раз и со всей немецкой основательностью мост был взорван при отступлении фашистов из города 22 июля 1944 года.
В 1946 году мост восстановили, и он продолжал исправно служить главной переправой через реку Великую.
В середине 60 годов XX века городские власти заговорили о том, что мост узок для потока транспорта, конструкция неудобна в обслуживании, асфальт приходится укладывать на деревянное полотнище, поэтому он часто трескается и проваливается. К концу десятилетия было принято решение построить новый. Горожане пытались возражать и с сожалением следили за тем, как разбирали и резали арочные конструкции, часть которых до сих пор покоится на дне реки.
В 1970 году Ленгипротрансмост возвел новый мост – прагматичный, визуально легкий в современной тогда «бетонной» стилистике. Возле моста появилась лестница-спираль и благоустроенная набережная. Мост претендовал на выдающееся достижение советской архитектуры, но первый же год выявил серьезные конструктивные недостатки.
Первый же лед «раскачал» две имеющиеся опоры (придающие ту самую легкость), а сам мост стал проседать и трескаться. При исследовании проблемы выяснились и недостатки арматуры. Ее было уложено мало, и она оказалась недостаточно толстой. Срочно были произведены работы по укреплению моста и добавлено восемь опор, которые и по сию пору легко отличить от двух проектных.
Очевидно, что ошибки были сделаны на этапе проектирования. И более того, в городах СССР были построены еще шесть таких мостов и там тоже возникали проблемы. Поэтому рассказывая эту историю, горожане добавляют, что проектировщик (или конструктор или главный инженер) то ли застрелился, то ли был осужден. К народной собственности в те времена относились очень серьезно!
Новый мост совсем не так красив, но перестал быть опасным, а в 1995 году ему вернули имя княгини Ольги. Сейчас, как и 112 лет назад, с Завеличья в центр ведет Ольгинский мост, которому в 2023 году исполнится 53 года, и он снова готовится к ремонту.
Уже разработан проект Ольгинского моста, который предусматривает восстановление исторического облика. Но вопрос возведения нового моста крайне сложен и власти города ищут решение вопроса об альтернативных способах объезда, поскольку Ольгинский мост – один из самых загруженных в Пскове и возвести временную переправу рядом крайне сложно.
А пока его регулярно ремонтируют и обновляют дорожное полотно. Но надеюсь, что проект будет реализован. Только посмотрите, как будет выглядеть Ольгинский мост.