Найти тему
Андрей Филинов

Пушкинский музей. Лейденская коллекция (случайная выборка).

Вне темы. Итальянский дворик

Всякий раз, оказавшись в Пушкинском музее, не премину пройти Итальянским двориком. В память о замечательной Флоренции (взгляните на Санта-Мария дель Фьоре, зайдите в капеллу Медичи и послушайте стихи о Флоренции в авторском исполнении) вновь остановиться у мужественного Гиганта Микеланджело и, контрапунктом стоящего поодаль, женственного донателловского Давида. Но этот рассказ о выставке в России летом 2018-го знаменитой Лейденской коллекции. Случайная выборка.

ЛЕЙДЕНСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ

О 17-м веке говорят как о золотом периоде изобразительного искусства Голландии. Яркие жанровые картины, "тучные" натюрморты, характерные портреты и поныне приковывают взгляд любителей живописи. 

Лейденская коллекция одно из самых внушительных собраний картин голландского искусства этой эпохи. Москву порадовали восьмьюдесятью двумя шедеврами, которые прежде в России не выставлялись.

Метсю

Габриэл Метсю. Торговка дичью. 1653-54
Габриэл Метсю. Торговка дичью. 1653-54

«Торговка дичью» Габриэла Метсю - и жанр, и натюрморт одновременно. Богатыми были голландские рынки. Корзинка у покупательницы для этого шопинга маловата - ни циклопический кролик, ни жирный гусь там не поместятся. Разве что пока еще живой голубь.

Схалкен

Годфрид Схалкен. Купание Дианы и нимф.
Годфрид Схалкен. Купание Дианы и нимф.

Столько дичи легко могла настрелять богиня-охотница Диана - любимый мифологическим персонаж Годфрида Схалкена. Картина - своеобразная иллюстрация к фрагменту овидиевских Метаморфоз:

Был там дол, что сосной и острым порос кипарисом..
...В самой его глубине скрывалась лесная пещера, -
Не достиженье искусств, но в ней подражала искусству
Дивно природа сама. Из туфов легких и пемзы,
Там находимой, она возвела этот свод первозданный,
Справа рокочет ручей, неглубокий, с прозрачной водою,
Свежей травой окаймлен по просторным краям водоема.
Там-то богиня лесов, утомясь от охоты, обычно
Девичье тело свое обливала текучею влагой. (Овидий. Метаморфозы)

Полотно Схалкена отражает самое начало этой леденящей душу истории. Диана только что вошла в грот и еще не успела отдать нимфам свои лук и стрелы, скинуть одежды и приступить к омовению. Кого интересует развитие событий - отсылаем к известной картине Тициана "Диана и Атеон". Этот самый внук Аполлона охотился со своими собаками неподалеку и вздумал подглядеть за купанием богини, которой приходился вообще-то внучатым племянником. Диана в гневе превратила его в оленя и псы (Овидий добросовестно две трети из них перечислил по кличкам) хозяина разорвали.

Крикнуть хотел он:
"Я Актеон! Своего признайте во мне господина!" -
Выразить мысли - нет слов. Оглашается лаяньем воздух.

А не подглядывай! Мораль Овидия такова:

Разно судили о том; одни почитали богиню
Слишком жестокой, а кто и хвалил, почитая достойным
Девственной так поступать; по-своему все были правы.

Ван Лар

Питер ван Лар. Автопортрет с атрибутами занятий магией.
Питер ван Лар. Автопортрет с атрибутами занятий магией.

Этот очень самобытный художник по кличке "карапуз" ("бомбаччо") (был низкорослым да еще и с горбом) стал зачинателем целого течения в живописи - бомбочанти. На картине, от которой сильно веет Караваджо, мы с интересом можем выискивать колдовские атрибуты: перевернутую пентаграмму, перевернутый же череп на горящих углях, в котором, как в котле, созревает какое-то варево, пронзенное сердце, на нотном стане надпись: «Дьявол не шутит», ниже - дохлый скорпион. И над всем этим зловещим антуражем - сам художник то ли с испуганным, то ли торжествующим выражением лица. Одно слово, прекрасное украшение интерьера в доме голландского бюргера.

Рембрант

  • Относительно портрета сидящей женщины у искусствоведов есть сомнения - Рембрант ли это? Но не будем углубляться в атрибуцию - стилистика, конечно, рембрантовская. И руки, и лицо чрезвычайно выразительны.
  • Минерва, хоть и римская богиня, но вслед за отождествляемой Афиной не только и не столько богиня войны, сколько покровительница искусств и ремесел. А на картине мастера тем более: щит с головой Медузы Горгоны, которой его Афина украсила, воинский шлем, копье - все на заднем плане. А ближе к богине глобус, книги. От толстенного фолианта она только что отвлеклась - смотрит в пространство, обдумывает очередную мудрую мысль. Голова увенчана лавровым венком, который хоть и символ победы, но еще и знак высокого искусства. К слову, книг-кодексов у древних римлян не было - пользовались свитками. Так ведь это и не какая-нибудь худосочная римлянка, а дородная и белокурая жительница Нидерландов.

Торенвлит

Якоб Торенвлит. Визит врача.
Якоб Торенвлит. Визит врача.

Удивительно тонкая, изящная работа. Прекрасная и многозначительная жанровая сценка: молодая и очень привлекательная женщина в роскошном интерьере откинулась в расслабленной позе на подушки. И переглядывается с тоже молоденькой служанкой ли, компаньонкой. По выражению глаз видно - что-то такое они знают. Старательный врач в это время держит недужную за руку - сердцебиение оценивает? - и изучает на просвет склянку с мочой. Моча, как известно из средневековой медицины, главный диагностический субстант. По ее виду можно было определить все - вплоть до психического состояния больного. В нашем случае она вроде как нормального цвета и прозрачности. Да и пациентка выглядит вполне здоровой - разве что чуть бледноватой. Так понятное дело - в четырех-то стенах. Стал быть, барышней овладел недуг любовный. И ангелоподобный мальчик в нижнем левом углу вполне может олицетворять проказника Амура. На том и порешим.

Ливенс

Ян Ливенс, друг и сподвижник Рембрандта. Портрет, видите сами, блестящий. Какой взгляд! В очень сдержанном колорите полотна глаза еще более выразительны. Шедевр, одним словом.

Искусствоведы считают, что мальчик в восточном костюме - принц. Не персидский - чешский. Руперт Пфальцский, был сыном курфюрста Фридриха V и Елизаветы Стюарт. Персидская мода была очень популярна в то время в Гааге, где семья пребывала в изгнании. Этот пухлощекий мальчик, впрочем, с довольно твердым взглядом, станет прославленным полководцем. Принц Руперт возглавит войска "кавалеров" в ходе гражданской войны в Англии, на родине его матери. Увы, королевские кавалеры проиграют на поле битвы "железнобоким" сторонникам кромвелевского парламента. И его дядя Карл кончит свою жизнь на эшафоте. Эти события в картинках можно увидеть здесь.

Как художник предугадал отразившуюся в его взгляде громкую судьбу - воин, пират, путешественник, покоритель Канады (Земля Руперта) , основатель торговой компании.

Спасибо за внимание!