Найти тему
PROG ISLAND

Prog Island: GRANNIE - "Grannie" (1971/2021). Интервью с одним из основателей Бабули, 2021

#fromthecavesoftheisland

GRANNIE - "Grannie" (1971/2021)

Leaving (6:31)/Romany Refrain (4:07)/Tomorrow Today (7:08)/Saga Of The Sad Jester (4:32)/Dawn (5:07)/Coloured Armageddon (9:25)

Fred Lilley – lead vocals/Phil Newton – lead guitar, vocals/Dave “H” Holland – bass, vocals/Johnny Clark – drums/Jan Chandler – flute, female vocals/John “Stevie” Stevenson – keyboards (06)
Produced by Dave Richardson

Переиздания
2010: Wooden Hill, WHCD032 (CD), UK;
2012: S.R.T. Productions/Record Collector Magazine, SRT 71138/RCLP 003 (LP), UK
2021: Seelie Court Progressive (CD/LP), UK

Приведены только официальные издания. Кроме того, неофициально альбом выпускался в 1993 году в Европе (впервые на CD), затем еще раз в 2004 году, а в 2007 был выпущен и виниловый вариант, также неофициально (поэтому ни компании, ни каталожные номера не привожу). По качеству звука в случае с этим альбомом судить невозможно, поэтому и выбирать особо не из чего. Даже переиздание на виниле стоит весьма немалых денег, поэтому “ищущий да обрящет”.
Я оказался в числе “ищущих”, поэтому предлагаю продолжить историю “Бабули”. Дело в том, что пока это издание готовилось к печати, появились хорошие новости. 7 января 2021 года на портале It’s Psychedelic Baby Magazine появилось интервью с Дейвом Холландом, одним из основателей и басистом GRANNIE. На мой взгляд, интервью очень интересное, и, главное, раскрывающее историю группы под другим углом, с приведением фактов и подробностей. Плюс ко всему, в конце разговора с владельцем сайта Клеманом Брезникаром Дейв сообщил, что в начале 2021 года должно выйти новое переиздание альбома с дополнительными треками, которые не попали на оригинальную пластинку коллектива в 1971 году! Я решил оставить первую часть статьи без изменений, для полноты картины, поэтому предлагаю Вашему вниманию вторую часть истории группы GRANNIE, как говорится, “из первых уст”. От Клемана получено разрешение на публикацию интервью на русском языке.

Итак, интервью Дейва Холланда он-лайн журналу It’s Psychedelic Baby:

Дэйв Холланд (1971)
Дэйв Холланд (1971)

Дэйв Холланд (2021)
Дэйв Холланд (2021)

GRANNIE - британская прогрессив-рок-группа, образованная в конце шестидесятых. В 1971 году они отправились в студию и записали альбом за одну сессию. Их дебют 1971 года, это выпущенное на виниле демо, отпечатанное тиражом в 99 копий, потому что они никогда не были подписаны на лейбл. Мелодичный шедевр раннего прогрессивного рока. Сейчас безусловная коллекционная редкость!
В составе GRANNIE были: Фил Ньютон (Phil Newton, гитара), Дэйв 'H' Холланд (Dave "H" Holland, бас), Джон Кларк (John Clark, ударные), Джон Стивенсон (John "Stevie" Stevenson, клавишные), Фред Лилли (Fred Lilley, вокал), Яна Чендлер (Jan Chandler, меллотрон).
Клеман Брезникар (далее – КБ): Где и когда ты вырос? Была ли музыка важной частью вашей семейной жизни? Повлияла ли на тебя местная музыкальная среда и вдохновила ли тебя заниматься музыкой?
Дейв Холланд (далее – ДХ): Я вырос в Лейтонстоне, восточном Лондоне, до тех пор, пока мне не исполнилось 8 лет, а затем наша семья переехала в западную часть города.
Музыка всегда была в моей семье, мой отец очень хорошо играл на аккордеоне и фортепиано, у него был отличный музыкальный слух. Он никогда не играл профессионально, но играл на пианино в пабе или на семейных вечеринках.
Когда я начал заниматься музыкой примерно в 1960 году, местной музыкальной сцены еще не было, и в основном поколение моих родителей пело свои песни в пабах. Рок-н-ролл и поп-музыка появились на местной сцене лишь пару лет спустя.

КБ: Когда ты начал заниматься музыкой? Какой был твой первый инструмент? Кто оказал на тебя наибольшее влияние?
ДХ: У сестры мужа моей двоюродной сестры (о, как!) была старая акустическая шестиструнная гитара, и когда мне было 13 лет, она подарила ее мне. До этого я не думал об игре на гитаре! В конце концов я и несколько друзей собрались вместе и сыграли несколько рок-н-ролльных песен, и только когда я попал на концерт THE SHADOWS, я уловил звучание баса и мне это звучание очень понравилось! Мне нравились THE TORNADOS, JOHN BARRY SEVEN, THE BEATLES, BEACH BOYS. Позже я начал слушать группы KINKS, THE MARMALADE.

КБ: В каких группах вы были до образования GRANNIE?
ДХ: Когда мне было 14, я играл в одной группе (название не помню!), мы играли на вечеринках. После этого я был в группе под названием THE ODDMENTS, и мы репетировали вместе с другой группой под названием GASCOIGNE ROAD SCHOOL в Баркинге. Парень постарше по имени Клифф Эрли, который был очень хорошим гитаристом, приходил и на наши репетиции и давал нам советы, подсказывал. Иногда во время перерыва мы гуляли и слушали, как играют другие группы, и одна из них называлась THE SURVIVORS. Однажды ко мне в дверь постучали, и там трое из THE SURVIVORS стоят и спрашивают меня, не хочу ли я сыграть для них на басу. Оказывается, это Клифф Эрли указал им на меня, когда им понадобился басист. Они были хорошей группой, и я присоединился к ним. Мы пробыли с ними около 3 лет, мы даже поддерживали PINK FLOYD в 1968 году на острове Eel Pie Island! THE SURVIVORS распались после того, как наш гастрольный фургон сломался, и у нас не было денег, чтобы его починить. После этого я был в группе под названием INDIANA, мы играли кантри и фолк-каверы.

КБ: Вы часто играли вместе с гитаристом Филом Ньютоном с местной рок-группой POWERPACK в пабе Bridge House в Каннингтауне. Что вы вспоминаете из того времени?
ДХ: Я знал о POWERPACK и Bridge House еще до того, как познакомился с Филом, и многие местные музыканты приезжали в пятницу и субботу, чтобы увидеть их. Я был с товарищем по работе Бобом Мэйсом, наблюдая за POWERPACK, и он сказал: “У меня есть друг, который не хуже этого гитариста”, кивая на гитариста POWERPACK. Боб сказал: “Давай выпьем, и пойдем к нему”. Он привел меня, и хотя Боб был прекрасным парнем, но мог быть и настойчивым, потому что судя по лицу Фила, мы были последними, кого он хотел видеть у себя на пороге в 10 вечера, но, так как Боб так и стоял в дверях, Фил все же пригласил нас войти. Боб сказал ему, что я играю на басу, и спросил Фила, валяется ли у него еще его старый бас? Бас “валялся” и Фил также похвастался своим новеньким Лес Полом, черным, с позолоченной фурнитурой. Фил увлекался блюзом, а я, как уже говорил ранее, в основном BEACH BOYS, THE SHADOWS и т. Д. Но все же мы устроили джем, я играл на старой бас-гитаре Фила и обнаружил, что у меня врожденное чувство блюза. Когда мы появились, Фил поначалу не мог дождаться, когда же мы уйдем, но в конце концов наш джем, видимо, ему настолько понравился, что уже ближе к концу ночи он спросил меня, не хочу ли я создать с ним группу. Мы с Филом стали играть вместе, нам давали по 15 минут перед выступлением POWERPACK, что дало нам некоторый опыт совместной игры перед публикой.

КБ: Какую песню вы сочинили первой?
ДХ: Фил придумывал идею, спрашивал меня, что я думаю, а затем я работал над ней в своих басовых партиях. Первая песня, которую мы вместе сделали, была “Leaving”.

Фил Ньютон (1971)
Фил Ньютон (1971)

КБ: Расскажите о становлении GRANNIE?
ДХ: Ну, вначале были только я и Фил, а потом у нас был Боб Мэйс на барабанах, но, несмотря на то, что он был хорош, его стиль игры не подходил для того, что мы с Филом играли. Мы перепробовали несколько кандидатов, но ни один из них не подошел, поэтому я предложил это место своему напарнику из THE SURVIVORS Рэю Кертису, к тому же у него была хорошая ударная установка Ludwig. Кроме того, у Фила раньше, в его прежней группе, была девушка, Яна, поэтому он привел ее, правда предложил ей купить Меллотрон, который тогда стоил чертовски больших денег! Нам нужен был вокалист, и я предложил парня из группы INDIANA, в которой я играл, это был Фред Лилли.

КБ: Когда и где GRANNIE сыграли свой первый концерт? Вы помните первую песню, которую сыграла группа? Как группа была принята публикой?
ДХ: Сначала мы сделали каверы на песни Кэта Стивенса, CREAM, CROSBY STILLS & NASH и несколько блюзовых песен. К тому времени мы начали заниматься прог-роком, но еще не дошли до наших концертных сетов. Я не могу вспомнить название паба, но он был в Илфорде, где мы сыграли нашу первую песню, которая была единственной готовой на тот момент, и это была “Leaving”. Все прошло хорошо, публика, насколько нам казалась, осталась довольной, хотя я помню, что как раз в тот вечер CREAM были в прямом эфире по телевизору, и Фил хотел успеть вернуться домой, чтобы посмотреть их!

КБ: На каких площадках играли GRANNIE? Где они находились?
ДХ: В основном мы играли в пабах и клубах Лондона. Мы поддерживали другие группы, такие как THE GROUNDHOGS, GNIDROLOG, ARRIVAL и URIAH HEEP, на более крупных площадках, таких как The Roundhouse в Дагенхэме и знаменитый Marquee Club.

КБ: Как вы решили использовать имя “Бабушка”?
ДХ: До бабушки нас звали как-то иначе. Бывшая жена Фила недавно спросила меня, и я неделями пытался это вспомнить! Насколько я помню, Фил спросил, что я думаю об имени GRANNIE, и я согласился!

КБ: Что повлияло на звучание группы?
ДХ: Такие группы, как FREE, KING CRIMSON, CREAM, CROSBY, STILLS NASH & YOUNG.

КБ: Как вы попали в SRT Дэвида Ричардсона? Это было специальное предложение, которое предлагало немного бесплатного студийного времени и 99 готовых пластинок?
ДХ: Фил сочинял песню, звонил мне, я брал свой бас и на автобусе ехал к нему домой, там мы аранжировали песню, а затем собирали остальную группу, чтобы отрепетировать ее. И вдруг Фил увидел рекламу фирмы SRT в газете, это была хорошая возможность оформить и записать наши идеи. На самом деле то, что мы записали, по качеству было демо-записью, мы не были подписаны на лейбл.

КБ: Какая история стоит за вашим дебютным одноименным альбомом? Где вы это записывали? Какое оборудование вы использовали и кто был продюсером? Сколько часов вы провели в студии?
ДХ: Мы записали его в той же студии SRT в Хитчине, графство Хартфордшир. Фил использовал небольшой усилитель Marshall, а я подключил бас прямо к микшерному пульту. К этому моменту Рэй ушел, и Джонни Кларк занял его место. Дэйва Ричардсона, продюсера, на самом деле там не было, вместо него, насколько я помню, был его ученик в качестве нашего продюсера, и мы все были новичками в студии, включая его. Пару раз он начинал заглушать песню, но Фил начинал снова! У нас не было времени на повторные дубли, мы не могли вернуться потом и все перезаписать, поэтому нам пришлось записываться сразу, вживую.

КБ: Поделитесь, пожалуйста, воспоминаниями о сессиях.
ДХ: По сделке с SRT, за которую мы заплатили, у нас было всего 8 часов, поэтому мы сделали альбом за одну сессию. Музыкальное влияние было тем, о чем я упоминал ранее, что касается лирики, вероятно, помогли эти группы. Фил тоже был очень хорошим автором, поэтому он мог сочинять, и, кроме того, у него также было хорошее воображение, чтобы “рисовать” свои звуковые картины словами, объясняя нам всем.

КБ: Обложка - это нечто.
ДХ: Парень по имени Джефф сфотографировал группу и умел печатать фото. Пожилая женщина на фотографии - родственница Фила, и это была идея Джеффа пристроить ей гитару Les Paul Фила под руку для фото обложки.

КБ: Была ли за альбомом какая-то концепция?
ДХ: Нет, на самом деле это был просто набор песен. В альбоме не было общей темы или концепции.

КБ: Не могли бы вы поделиться своим мнением о треках альбомов?
ДХ: Мне понравились все песни, которые мы придумали, но моя самая любимая песня – “Colored Armageddon”. Мне нравится то, что в нем много разных деталей и много света и тени. Когда вы уже думаете, что это конец песни, вдруг появляется еще фрагмент, который застает вас врасплох. Другая – “Dawn”, где мы с Филом играли на акустических гитарах, а я и Фред - на вокале.

КБ: Насколько группа была довольна звучанием альбома? Как бы вы описали свое звучание в то время и насколько оно отличалось от ваших живых выступлений?
ДХ: Что мне не понравилось в альбоме, так это его грубость и не то качество, которые мне бы хотелось слышать. Но в то же время я читал онлайн-комментарии, что людям нравится эта резкость, и это здорово! Мы звучали точно так же, как и на сцене вживую.

КБ: Группа давала какие-нибудь концерты в поддержку выпуска LP?
ДХ: Ну, это нельзя назвать концертами в поддержку релиза. Мы записали альбом для того, чтобы зафиксировать тот материал, который у нас уже был, и чтобы было что рассылать лейблам, таким как Decca, ну, а остатки тиража мы продавали на концертах.

КБ: Какие-нибудь сумасшедшие истории происходили на концертах?
ДХ: К сожалению, никаких сумасшедших рок-н-ролльных историй с бабушками!

КБ: Что случилось после того, как группа распалась? Вы общаетесь с другими участниками? Кто-нибудь из участников по-прежнему занимается музыкой?
ДХ: Группа распалась из-за того, что наш фургон со всем нашим оборудованием был угнан прямо от дома нашего менеджера, и мы не могли позволить себе новое оборудование. К тому моменту мы играли вживую с новым составом - Стив Беттс на вокале и Грэм Гатри на барабанах. Я стал выступать дуэтом с Бобом Мэйсом на акустической гитаре, исполняя разные каверы, что нам хорошо помогло, и постепенно мы заработали деньги на новый усилитель и бас. Я все еще был на связи с Филом, поэтому однажды он позвонил мне и спросил, не хочу ли я снова начать GRANNIE? Я сказал да, и мы снова вдвоем попытались. В итоге мы провели четырехдневные репетиции в The Ruskin Arms, где, кстати, впоследствии IRON MAIDEN начнут свою карьеру! Но на этом все и закончилось. В 1977 году я устроился на нормальную дневную работу в городке за пределами Лондона и переехал, и Фил помогал мне с переездом. Я до сих пор регулярно общаюсь с Фредом Лилли и Рэем Кертисом, и мы довольно регулярно встречались перед Covid-19! Никто из участников GRANNIE мне не писал.

КБ: Оглядываясь назад, скажите, что было самым ярким моментом вашего пребывания в группе? Какими песнями вы больше всего гордитесь? Где и когда был ваш самый запоминающийся концерт?
ДХ: Изюминкой группы для меня было создание альбома Grannie. Я горжусь “Colloured Armageddon” протяженностью в более чем 9 минут. Я также горжусь басовыми партиями, которые я придумал для неизданного трека “Lover”. Однажды вечером мы репетировали в Speakeasy, и Фил что-то сыграл, и я сказал: “Погоди, Фил, сыграй это еще раз”, и все пошло дальше. Нет ни одного концерта, который запомнился бы по какой-либо единственной причине, но мы отыграли много отличных шоу на разных площадках, поддерживая некоторые большие группы. Я помню, как мы играли в Speakeasy (или “The Speak”, как мы его называли), и Дэвид Боуи и Элтон Джон сидели вместе в зале!

КБ: Есть ли еще неизданный материал от GRANNIE?
ДХ: “Lover” и еще у меня есть кассета с песнями, которые мы с Филом записали уже после времен SRT из середины 70-х.

КБ: Я слышал о грядущем переиздании Grannie. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее?
ДХ: На данный момент я очень мало знаю об этом, потому что не принимаю прямого участия. Помимо отправки нескольких фотографий бывшей жене Фила и текстов песен, все, что я знаю, это то, что они выйдут в январе / феврале 2021 года!

КБ: Спасибо, что нашли время. Последнее слово за тобой.
ДХ: В каком-то смысле я сожалею, что GRANNIE не продержались дольше. Видя, как много людей теперь так тепло отзываются об альбоме, я сожалею, что ни один из лейблов, которым мы направляли эту запись, не воспользовался ею. Потому что я могу представить, как бы звучал этот альбом, если бы у нас было 8 недель вместо 8 часов, чтобы записать его в профессиональной студии. Еще я сожалею о том, что после переезда из Лондона я в конце концов потерял связь с Филом. Мы ходили к Эрику Клэптону в Гилфорд в 1978 году, и это был последний раз, когда я видел его. В те дни вы сказали бы: “Вот Фил, вот мой номер”, написали бы его на клочке бумаги, и если эта бумажка потом терялась, то все, никак по-другому было не найти человека. Фил больше не жил по прежнему адресу и не имел того же номера, поэтому у меня не было возможности с ним связаться. Я помню, как пытался найти его, когда у нас впервые появился Интернет примерно в 2000 году. Я ничего не нашел тогда, а недавно я узнал, что в 2012 году он умер.
Но я удивлен и очень рад, что пластинка, спустя столько лет, получила признание и что людям она нравится! Я рад, что это все еще продолжается, и спасибо за поддержку 50 лет спустя!

Дэйв Холланд (записал Клеман Брезникар)

Александр Ковтун (© Prog Island, SPb, январь 2021)