Найти в Дзене

О романе «Нашествие» Юлии Яковлевой

— С кем имею удовольствие? — Бурмин, к вашим услугам. «В гробу я видал твои услуги». — О, какая честь. Читала и не могла оторваться 🖤 Лето 1812 года, Смоленская губерния. Грядет война. Губернатор в стрессе и близок к инфаркту всякий раз, когда лакей появляется на пороге. Помещики, напротив, не поддаются панике и делают важные приготовления: кто-то заказывает фрак из Парижа, кто-то – станки для своей фабрики из Лондона. Крестьяне обсуждают, как придет «Бонопартий» и всех освободит. Или перебьет. В остальном жизнь идет своим чередом: хозяйство, визиты, сплетни, балы, дуэли, провинциальная скука.  В лесу одного имения находят 4 растерзанных трупа. Крестьяне болтают, что в округе завелся оборотень. Чиновник, прибывший из Петербурга, к «бабьим сказкам» относится с недоверием и думает, что в смертях виновен поверивший в свою безнаказанность помещик Бурмин. Бурмин живет отшельником, после ранения под Аустерлицем он впадает в приступы забытья и считает себя оборотнем. Врачи же считают его
Увидела обложку аудиокниги и не смогла пройти мимо. Очень милая и погружающая в контекст романа.
Увидела обложку аудиокниги и не смогла пройти мимо. Очень милая и погружающая в контекст романа.

— С кем имею удовольствие?
— Бурмин, к вашим услугам.
«В гробу я видал твои услуги».
— О, какая честь.

Читала и не могла оторваться 🖤

Лето 1812 года, Смоленская губерния. Грядет война. Губернатор в стрессе и близок к инфаркту всякий раз, когда лакей появляется на пороге. Помещики, напротив, не поддаются панике и делают важные приготовления: кто-то заказывает фрак из Парижа, кто-то – станки для своей фабрики из Лондона. Крестьяне обсуждают, как придет «Бонопартий» и всех освободит. Или перебьет. В остальном жизнь идет своим чередом: хозяйство, визиты, сплетни, балы, дуэли, провинциальная скука. 

«Бал», А. Орловский, из книги «Азбука бала»
«Бал», А. Орловский, из книги «Азбука бала»

В лесу одного имения находят 4 растерзанных трупа. Крестьяне болтают, что в округе завелся оборотень. Чиновник, прибывший из Петербурга, к «бабьим сказкам» относится с недоверием и думает, что в смертях виновен поверивший в свою безнаказанность помещик Бурмин. Бурмин живет отшельником, после ранения под Аустерлицем он впадает в приступы забытья и считает себя оборотнем. Врачи же считают его душевнобольным, а соседи – глупцом, ведь 6 лет назад он дал вольную всем своим крестьянам. 

В загадочного Бурмина влюбляется княжна Алина Несвицкая. Вместе с семьей она приехала в глушь из столицы, чтобы переждать скандал, в котором оказалась замешана. Но Бурмин влюблен в свою бывшую невесту Мари. Взаимно, но Мари замужем за его лучшим другом, генералом Облаковым. Генерал же … Не буду продолжать. Хочу только сказать, что хотя событий в романе мало, сюжет развивается очень динамично. 

Из книги «Азбука бала»
Из книги «Азбука бала»

Фокус все время переключатся между персонажами, а их в книге много: и помещики, и чиновники, и крестьяне. Все герои живые, яркие и запоминающиеся. Их характеры раскрываются в диалогах и описаниях ситуаций. 

Вошёл граф. Вид у него был распаренный, глаза ошалелые. Вытер лысину платком:
— Фу-ух, Василий этот. Чуть не уморил. Насилу от него удрал.
— Что на сей раз? — усмехнулась графиня.
— Как что? Новая идея. Что ж ещё?
— Василий? Мы с maman о нём как раз вспоминали. Как он нам с Алёшей паровую машину построил, — вспомнила Мари с улыбкой, — и ещё тележку: надо было толкаться ногами, и…
— Он, — кивнул граф. — Только теперь он утверждает, что нам надо всё бросить и начать варить бумагу.
— Прошу прощения? — засмеялась графиня. — Зачем нам варить бумагу? Как, извините, кашу? И что с ней потом делать? Ложками есть? С маслом и сахаром?
Граф отмахнулся:
— Из дерева варить. Фабрику завести.
— Зачем нам столько бумаги? Если всегда можно послать в лавку и купить сколько надо.
Граф отмахнулся:
— …Не спрашивай больше. Сил моих больше нет на эти его фантазии.

Язык романа тоже яркий и меткий, а текст полон явных и не очень литературных аллюзий, самые очевидные из которых – к «Войне и миру». Герои романа Толстова мелькают на страницах «Нашествия», герои «Нашествия» разделяют идеи Толстого, оказываются в тех же обстоятельствах, что герои «Войны и мира», а думают и чувствуют, как мы с вами. Так «Нашествие» протягивает мостик между Россией эпохи Александра I и сегодняшней. Меняются исторические декорации, а люди остаются прежними.