Readovka67 провела собственное расследование в эпицентре событий. На днях в сети появился ролик, посвященный Никите Лавриненкову, недавно занявшему должность директора колхоза «Доброволец» в Синьково. Анонимный источник обвинил нового руководителя буквально во всех смертных грехах: самоназначении, «распиле» колхоза, махинациях, ликвидации скота, увольнении неугодных и преднамеренных шагах к банкротству. Readovka67 выехала на место: мы встретились с работниками, бывшим и действующим председателями. Аноним: «У меня навернулись слезы от данной истории, а каково тем, кто здесь работал, даже не представляю… В 2023 году не мог представить, что в маленьком городе-ключе России могут происходить такие захваты предприятий, чтобы заработать себе, и загнуть столько рабочих мест, земли, водоемов, техники, но это оказалось явью, которая для стольких людей превратила жизнь в ад!» Смоленские новостные паблики, не раздумывая, подхватили и опубликовали этот клич о помощи. В свою очередь Аноним, узнав, что Readovka67 едет в колхоз, написал: что «работать надо не так».
Впрочем, в этот момент мы уже осматривали руины, оставшиеся от когда-то передового смоленского колхоза. С первого взгляда стало ясно – в такое плачевное состояние это место пришло не за год и даже не за два.
Бывший председатель колхоза – об упадке и миллионных долгах Нам удалось встретиться с бывшим председателем «Добровольца» Федором Башкировым, который 16 лет занимал эту должность. Он рассказал, что люди, проживающие в кооперативных квартирах, остались должны колхозу более 4 млн рублей. Практически никто не оплачивал коммунальные услуги. Пожаловался Федор Владимирович и на миллионные задолженности самого колхоза. «Как можно было дальше жить и развиваться? Пришлось влезть в еще большие долги по налогам. За газ тоже собрался долг. Конечно, стали искать инвестора», – объяснил он необходимость передачи хозяйства под новое управление.
Аноним: «Практически все жители деревни Синьково работали в данном сельскохозяйственном производственном кооперативе, хотели развивать его, а Никите этого не нужно, и поэтому он решил уволить всех неугодных, а для них колхоз был частью жизни. И что им теперь делать? Конечно, Никите все равно, он свое забрал, а дальше как хотите, так и живите! Стал владельцем без согласия акционеров колхоза». Отметим, что Лавриненков не был самоназначенцем – протокол его избрания есть в распоряжении редакции. К тому же Башкиров сообщил, что сам решил передать управление. Сотрудников к этому времени оставалось 10-15 человек. Бывший председатель также рассказал, что бухгалтеру приходилось постоянно выкручиваться: зарплаты выплачивали, однако иногда задерживали на несколько месяцев. Сотрудник вспомнил: бывало, «платили» сигаретами, хлебом и «бомж-пакетами».
«Люди не слишком надежные. Они жаловаться все могут, а когда просили выполнять порученный объем работ – игнорировали: могу неделю пить, могу и две. Иди, мол, председатель, сам коров паси. Работяги, которые сейчас плачут, что их сократили, уволили – работать надо было!», – высказался Башкиров по поводу компрометирующего видео. «Где земли, Зин?!»: о том, почему пришлось продать коров В нашей беседе Федор Владимирович затронул и тему самого болезненного изменения, сделанного новым руководителем, – тот продал скот, оставив 25 голов из 200. «Тяжело было, когда узнал, что он весь скот сдал».
Аноним: «При работе Лавриненкова Никиты было продано более 200 голов, заработок с продаж составляет около 20.000.000 рублей, но непонятно куда, а еще важнее вопрос, зачем, ведь коровы были беременны, у них созданы все условия для содержания, разведения, кормления!» На самом деле «Доброволец» двигался к банкротству (1,5 млн рублей – долг перед Газпромом, более 3 млн рублей – неуплаченных налогов и др). У нас был план на 400 голов коров, был создан инвестиционный проект», – объяснил Никита. Однако для осуществления проекта было необходимо хорошее стадо. Коровы, содержащиеся многие годы на ферме в удручающих условиях, давали крайне малый удой, рассказали сотрудники фермы. Было принято решение о сдаче скота. На ферме остались две взрослые коровы и телята. Изначальный план стал рушиться буквально на глазах – оказалось, что у колхоза сейчас нет земли в собственности. Поля вокруг оформлены на другое юридическое лицо. Малая часть земельных выписок ЕГРН, с которыми ознакомилась редакция:
«Когда мы сюда заходили, как инвесторы для помощи кооперативу, Федор Владимирович Башкиров показывал, что поля обрабатывались. Куда исчезла земля? Нам негде сеять, нечего обрабатывать!» – с негодованием отметил Никита Александрович. При этом, подготовка к посевному сезону, еще до вскрывшегося факта отсутствия земли, была выполнена в полном объеме: возделали более 200 гектар.
О квартирах, в которых бесплатно живут неизвестные люди Еще в советские времена были построены поселки с жильем для работников ударно-образцовой фермы. «Сейчас в моем ведомстве 64 кооперативных квартиры, ни один из жильцов у меня не работает. В каждой квартире прописано по 5-6 человек. Есть те, кто эти жилплощади умудряются сдавать в аренду без права собственности», – рассказал Никита Александрович. Кооператив, которым теперь он руководит, не являясь управляющей компанией, обязан содержать квартиры. Также на руководстве СПК лежит водоснабжение, водоотведение, двух населенных пунктов. «А я даже не знаю людей, которые там живут, они не работают в колхозе. Чтобы их выселить нужно оформить все квартиры. Стоимость такого мероприятия – примерно 1,5 млн рублей и издержки. Плюс нужно уведомить полицию о выселении, об анулировании регистраций». Предыдущий председатель давал бессрочные договоры. В них не было условий, что жилец обязан быть сотрудником кооператива и вкладывать в него свои силы, труд. Кто ты, Аноним? Чем больше мы вникали в дела колхоза и знакомились с его историей, тем чаще у нас возникал вопрос: кому было нужно устраивать скандал, обвиняя нового председателя во всех бедах, скопившихся у кооператива за не одно десятилетие? Вариантов много: это и сотрудники, которых пришлось сократить, и конкуренты, постепенно покупающие техпостройки в округе не первый год, и люди, которые могут в перспективе лишиться бесплатных квартир. От членов кооператива и председателя в следственные органы подано заявление а защите чести, достоинства и деловой репутации. Те, кто обратился в редакцию, не пожелали называть свои имена. Отдельные сведения о них стали известны Readovka67. Пока мы оставим их при себе, продолжим следить за ситуацией и держать в курсе наших читателей.