Найти в Дзене

Уникальный иконостас в православном храме: над ним трудились 3 года

Оглавление

Слуцкий иконостас

Значимым событием в этом году для нашей мастерской стало завершение работы над большим иконостасом в домовом епархиальном храме в честь Святой Троицы белорусского города Слуцка. Работа над проектом велась с февраля 2020 года. В ней участвовало 7 иконописцев и еще около 10 человек помогали с чертежами, подготовкой досок для икон, золочением, изготовлением деревянных скульптур ангелов и самого резного иконостаса.

Отец Сергий Нежборт на фоне иконостаса в храме Святой Троицы в Слуцке
Отец Сергий Нежборт на фоне иконостаса в храме Святой Троицы в Слуцке

Каждый проект нашей мастерской уникален, но ничего подобного в православном храме еще не было! Руководитель иконописной мастерской отец Сергий Нежборт рассказал, как ему пришла идея Слуцкого иконостаса: «Я уже давно с восхищением рассматривал репродукции итальянского Проторенессанса XIII–XIV веков, фрески и иконы Джотто и его круга. Мне нравились нежные оттенки ликов и переливы драпировок, и я мечтал когда-нибудь соединить эту красоту с православной традицией. Я собирал материал в отдельную папку, и когда к нам обратился епископ Антоний с пожеланием написать иконостас в домовой епархиальный храм Святой Троицы, я предложил ему свою идею. Владыка Антоний — тот редкий заказчик, который имеет художественное образование и ценит настоящее искусство. Он уже много раз заказывал у нас иконы и с доверием согласился на такой эксперимент. Слава Богу, риск оправдался, и результат порадовал всех!»

Отец Сергий за написанием главных икон Слуцкого иконостаса
Отец Сергий за написанием главных икон Слуцкого иконостаса

Конечно, в работе были свои периоды невероятного вдохновения, творческого экстаза и чувства, что мы делаем что-то важное. Но также были времена трудностей и ощущения безысходности. Но когда иконостас был наконец вмонтирован в храме, отец Сергий почувствовал большую благодать и благодарность Богу. «Теперь и умереть не страшно!» — признался он. Надеемся, что таких заказов у нас будет еще много, просим ваших молитв за нас и наше дело.

Проект иконостаса  в храме Святой Троицы в Слуцке
Проект иконостаса в храме Святой Троицы в Слуцке

Как иконостас менялся с течением времени

«Всё, что происходит в церкви, не может быть просто так, для украшения — оно должно иметь смысл и жизненную необходимость» — говорит иерей Сергий Нежборт. В свое время он изучал этот вопрос и наконец решил поделиться своими мыслями с общественностью. О влиянии эпохи на архитектуру храмов, об изменении иконостаса с ходом времени, о технике написания икон он рассказал в своем видео.

-5

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

В чем особенность, преимущество и ценность писаных икон?

Главное преимущество писаных икон в том, что они как правило изготавливаются по индивидуальному заказу, с учетом пожеланий заказчика, поэтому, отдавая предпочтение таким иконам,вы приобретаете уникальный желанный образ, перед которым будете с радостью возносить свои святые молитвы.

Также писаные иконы заключают в себе молитвы и частичку души ее создателя. Икона — это не просто картина, это окно в Небесный мир. Иконописец, как служитель Божий, осознавая свое недостоинство, с молитвой и Божией помощью каждый раз совершает таинство, являя миру новый образ.

Матушка Екатерина за написанием образа Божией Матери
Матушка Екатерина за написанием образа Божией Матери

Сегодня человечество стремится все упростить и растиражировать. Вслед за этим снижается также ценность и значимость иконы как исключительного явления. Но отец Сергий Нежборт в нашей мастерской придерживается позиции, что каждая отдельная икона должна быть не копией, но новым явлением, сопряженным с внутренней духовной работой и молитвой иконописца.

Фактическая же ценность писаной иконы заключается в количестве труда, который вкладывается в ее создание. Работа над образом начинается с создания эскиза на бумаге. Затем подготавливается специальная доска из особых пород дерева, которая не будет деформироваться со временем. Ее покрывают специальным грунтовым слоем — левкасом. Далее на доску наносится тонкий рисунок и икона отправляется на золочение. Только после этого иконописец начинает «раскрывать» образ темперными красками. Финальный этап — покрытие иконы защитным масляным слоем. В остальном стоимость иконы будет варьироваться от ее размеров, количества фигур и деталей в композиции, а также особенностей украшения образа.

-7

Безусловно, любая икона — это священный образ и может быть источником благодати Божией. Но выбирая для себя писаную икону, вы приобретаете семейную или храмовую реликвию, которая будет нести свет Царствия Небесного через многие поколения.

-8

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ