Найти в Дзене
ТРОПА ПОЗНАНИЯ

Духи, сторожащие клады

Клады – это спрятанное до поры богатство. В восточнославянской мифологии клады делились на «чистые» и «нечистые». «Чистые» клады закапываются их владельцами без заклятия. Поэтому такой клад может взять любой человек без вреда для себя. Большинство кладов – «нечистые». Они закляты и находятся под охраной нечистой силы. О них говорится, что они положены «со словом», «с зароком». Иногда считали, что все клады сначала бывают «чистыми», но если владелец не заберет свой клад в установленный срок, то он переходит под власть черта и становится «нечистым». Чтобы клад не достался черту, его нужно окроплять водой пять раз в год: на Рождество, Новый год, Крещение, Пасху и Троицу.
В русских поверьях сторожат клады особые демоны, они называются кладовые бесы. В ночь на Ивана Купалу их выбирают сами черти. Клад может охранять кладенец или кладовик. В белорусских поверьях клады охраняет кладник. Он одет в сапоги с золотыми подковами, золотой пояс и шапку. Питается он только хлебом, который был брошен

Клады – это спрятанное до поры богатство. В восточнославянской мифологии клады делились на «чистые» и «нечистые». «Чистые» клады закапываются их владельцами без заклятия. Поэтому такой клад может взять любой человек без вреда для себя. Большинство кладов – «нечистые». Они закляты и находятся под охраной нечистой силы. О них говорится, что они положены «со словом», «с зароком». Иногда считали, что все клады сначала бывают «чистыми», но если владелец не заберет свой клад в установленный срок, то он переходит под власть черта и становится «нечистым». Чтобы клад не достался черту, его нужно окроплять водой пять раз в год: на Рождество, Новый год, Крещение, Пасху и Троицу.

В русских поверьях сторожат клады особые демоны, они называются кладовые бесы. В ночь на Ивана Купалу их выбирают сами черти. Клад может охранять кладенец или кладовик. В белорусских поверьях клады охраняет кладник. Он одет в сапоги с золотыми подковами, золотой пояс и шапку. Питается он только хлебом, который был брошен на улице. У белорусов известен еще один дух, охраняющий клады, – дзедка. Он имеет вид нищего дряхлого сопливого старика с красной бородой и красными глазами, сидящего около того места, где зарыт клад. Он просит утереть ему сопли. Перед тем, кто согласится это сделать, дзедка рассыплется горой золотых монет.

-2

Клады также стерегут черти, про́клятые люди и «нечистые» покойники. Считали, что хранителями кладов после смерти становились и знаменитые разбойники, атаманы и даже короли. Русские предания повествуют, что клады сторожат атаманы: Степан Разин, Емельян Пугачев, Кудеяр. Украинцы рассказывают об известном разбойнике Олексе Довбуше или запорожцах, приставленных после смерти охранять клады. В русских и белорусских преданиях владельцами зарытых кладов часто выступают иноземные захватчики: польские паны, литовцы, шведы. Такие предания в мифологической форме сохраняют память о польско‑литовском нашествии начала XVII века.

В старину здесь по деревням ходили паны. Они грабили у народа имущество, у кого что взять могли, упрямых мучили, жгли их дома, убивали. Деньги паны прятали в землю, надеясь забрать их на обратном пути. На Сонде‑острове, говорят, спрятана в землю бочка с деньгами. Она и теперь показывается ночью в виде пылающего огонька. Говорят, кто мог бы перекинуть топор с берега до острова (около шестидесяти сажен), тому бы и клад достался.

Чтобы зарытый в землю клад не смог забрать никто, кроме его владельца, его нужно заклясть. А для этого совершали сложные магические действия. Клад зарывали в землю голыми руками во время новолуния. Его окропляли святой водой, а сверху клали крест. Владелец богатства клал на него зарок, то есть произносил особое заклинание. В нем он перечислял условия, при которых можно овладеть кладом. Например, кладом может овладеть только тот, кто выдержит семидневный пост или принесет жертву. Зарывая клад, говорили: «Пока меня здесь не будет, пусть он черту достанется».

-3

Считали, что клад можно положить «на чью‑либо голову» – на гусиную, собачью, бычью. Это означало, что забрать клад сможет только тот, кто убьет соответствующее животное на том месте, где спрятаны сокровища. Некоторые зарывали клад на зарок даже на головы живых людей. Например, на голову отца или матери того, кто попытается взять клад. Известны случаи, когда зарок был на сорок голов. Это означало, что сорок человек, которые попытаются забрать клад, умрут. И он достанется только сорок первому.

Клады закапывали в укромных местах: в пещерах, лесу, горах, под камнем или в корнях дерева. Их скрывали под полом старых, нежилых домов, за печкой или на чердаке. Существовали легенды о том, что временами старые клады дают о себе знать и беспокоят людей. Они ведут себя как живые существа: показываются в виде животных, шумят, стучат, кричат, мешают людям спать. В одной деревне рассказывали такую легенду.