Найти в Дзене
Аман Тулеев

Что делать с ЕГЭ?

Дорогие друзья! Совсем немного времени остается до сдачи ЕГЭ. Естественно, для школьников, их родителей, педагогов начинается стрессовая ситуация. Родители боятся, что ребенок не поступит в вуз и загремит в армию, с другой стороны ситуацию накручивают педагоги, т.к. баллы ЕГЭ влияют на рейтинги школы. Часть людей задаются вопросом, а не пора ли отменить эту пытку для школьников под названием Единый государственный экзамен? А может быть и правда – пора? Ну вот, посудите сами. В 50-е – 60-е годы прошлого века ни о каком ЕГЭ и речи не шло. Экзамены сдавали по билетам. А в космос первым полетел советский человек – Юрий Гагарин. Первую атомную электростанцию построили опять же мы. Это Обнинская АЭС, запущенная еще в 1954 году. Вдумайтесь только! После окончания самой разрушительной войны прошло всего 9 лет, а в Советском Союзе смогли атомную энергию направить на мирные цели. Это говорит о высоком уровне развития науки и техники, невозможном без качественного школьного образования. Да что т

Дорогие друзья!

Совсем немного времени остается до сдачи ЕГЭ. Естественно, для школьников, их родителей, педагогов начинается стрессовая ситуация. Родители боятся, что ребенок не поступит в вуз и загремит в армию, с другой стороны ситуацию накручивают педагоги, т.к. баллы ЕГЭ влияют на рейтинги школы. Часть людей задаются вопросом, а не пора ли отменить эту пытку для школьников под названием Единый государственный экзамен?

А может быть и правда – пора?

Ну вот, посудите сами. В 50-е – 60-е годы прошлого века ни о каком ЕГЭ и речи не шло. Экзамены сдавали по билетам. А в космос первым полетел советский человек – Юрий Гагарин. Первую атомную электростанцию построили опять же мы. Это Обнинская АЭС, запущенная еще в 1954 году. Вдумайтесь только! После окончания самой разрушительной войны прошло всего 9 лет, а в Советском Союзе смогли атомную энергию направить на мирные цели. Это говорит о высоком уровне развития науки и техники, невозможном без качественного школьного образования. Да что там говорить: советская школа была признана лучшей в мире!

Неслучайно Джон Кеннеди, американский президент, говорил тогда: «СССР выиграл космическую гонку за школьной партой». Да что там Кеннеди. Кумир современной молодежи Билл Гейтс, выступая в 2005 году перед американскими губернаторами, отмечал: «Если мы не хотим, чтобы Америка окончательно превратилась в страну идиотов, в страну тупиц, мы должны покончить с этими итоговыми тестированиями, должны вернуться к классической системе образования, потому что американцы перестали быть интеллектуалами». Там, за рубежом, давно поняли – западная система образования ведет к деградации. ЕГЭ — наш отечественный слепок с американского образования.

Прошло 22 года с введения ЕГЭ в российских школах, и какие результаты мы почувствовали сейчас?..

Цель ЕГЭ была, вне всяких сомнений, благая – исключить коррупцию при поступлении в вузы. Красиво ведь звучит: появилась возможность учиться в лучших университетах Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Томска, Нижнего Новгорода и др. Но уровень жизни в этих городах достаточно высокий, а стипендия та же, проживание в общежитии такое же, ничего не снизилось.

По сути, мы получили узаконенный платный режим поступления в вузы — ни один из родителей не обходится без репетиторов, потому что школы в рамках своей программы не могут подготовить к сдаче ЕГЭ.

На этом фоне развился огромный бизнес репетиторства, и все это стало обязательной статьей расходов семьи. Таким образом в обществе усугубилось социальное расслоение из-за необходимости родителям нанимать дорогостоящих репетиторов, чтобы их дети успешно сдали ЕГЭ. Кто-то может, а у кого-то не хватает средств.

Дошло до того, что в старших классах многие вообще уходят на домашнее обучение. Логика простая – зачем тратить силы на «лишние», как считается, предметы, когда требуется подготовиться только к трем-четырем «нужным», а остальные предметы считаются бесполезными даже родителями. Уже и термин такой появился – «поколение ЕГЭ».

Соответственно, мы получаем перекошенное образование. В конечном итоге современная система выдает два вида «продукта»: либо очень умных и образованных ребят, у родителей которых были время и средства на репетиторов, либо дремучих невежд, делающих «пять ошибок в слове из трех букв».

На первом курсе в вузах, по сути, студенты проходят школьную программу. И чтобы хотя бы за первый курс привести студентов к единому уровню знаний, преподавателям вузов надо вносить в план дополнительные занятия, позволяющие наверстать упущенное в школе.

На мой взгляд, если рассуждать трезво, вернуться к советской системе образования уже не получится. Время ушло далеко вперед, требуются новые подходы и к образованию, и к оценке знаний выпускников.

Мне кажется, что нужно собрать самых лучших профессионалов из педагогического сообщества: профессоров, педагогов и других специалистов – и создать координационный совет при правительстве. И уже коллегиально дать предложения по усовершенствованию нынешней системы образования с учетом советского опыта. Потому что если систему образования не изменить, то наступит кризис, ведь критическая масса неучей – ничуть не меньшая угроза национальной безопасности, чем терроризм, «пятая колонна» или та же коррупция.

Но я хочу посоветоваться с Вами, услышать Ваше мнение. Дорогие друзья, как Вы считаете, как нам можно усовершенствовать ЕГЭ?

С уважением, А. Г. Тулеев.

#егэ #кузбасс #кемерово #образование #школы