Православные похороны или чин погребения — это служба, которая проводится на третий день после телесной смерти человека. Обряд погребения в церкви является необходимой помощью душе усопшего, покинувшей тело и направляющейся на встречу с Богом, молением об отпущении грехов. А для присутствующих на этой службе — семьи, друзей, близких — это возможность попрощаться с человеком и получить утешение в утрате.
Что нужно знать о похоронах в православии, как к ним подготовиться и как поминать усопших — читайте в статье.
Православие – о смерти
Для христианина телесная смерть — это переход в вечную жизнь. Каждому из нас сложно осознать и принять неизбежность смерти, когда мы теряем кого-то близкого из семьи или окружения. Потому что человек изначально был предназначен для вечной жизни, он не был создан для того, чтобы умирать. Но после грехопадения Бог сделал людей смертными. Ведь если бы человек не умирал, то не переставал бы грешить. Его бы не останавливал страх ни наказания, ни смерти, ни последующей встречи с Богом. Вечная жизнь в этом мире проходила бы в грехах, болезнях и мучениях. Смерть человеку необходима, чтобы закончить смертное существование здесь, на земле, и вернуться домой, в Царствие Небесное, для которого он и был создан.
На земле у человека остаются родные, и им бывает трудно пережить расставание с усопшим, смириться с утратой. Православное вероучение говорит о том, что мы не расстаемся с ушедшими навсегда. Мы надеемся после завершения своей земной жизни встретиться с родными в Царствии Небесном. А при нашей земной жизни можем чувствовать связь с усопшими через молитву за них.
Как подготовить умершего к похоронам?
Приготовление к похоронам начинается с подготовки тела усопшего. К телу человека в православной традиции – особое отношение. При жизни каждый заботится о здоровье, силе и красоте тела. После ухода человека наше благоговейное отношение к его телу и забота о достойном погребении усопшего — это проявление любви к нему и его душе. Ведь тело было храмом для души, и в конце времен оно воскреснет, снова восстанет из праха.
Поэтому после смерти близкие усопшего совершают омовение его тела с молитвой «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Это действо символизирует очищение от грехов. Затем человека облекают в чистую одежду, надевают на шею нательный крест и крестообразно укладывают на груди руки.
Затем усопшего помещают во гроб, накрывают погребальным покрывалом с изображением креста, вкладывают в руки крест. Существует традиция также класть в руки умершего или на его грудь иконы: мужчины — икону Спасителя, женщины — Пресвятой Богородицы. Лоб прикрывают венчиком — полосой бумаги с изображениями Иисуса Христа, Божией Матери, Иоанна Крестителя, Ангела Хранителя и других ликов и образов. Все это символизирует надежду христиан на спасение души. Покрывало, венчик и иконы входят в погребальный набор, который можно приобрести в церковных лавках или же заказать в нашем каталоге.
Купить церковный погребальный набор
Какие молитвы читать, когда умер человек?
Когда душа человека покинула тело, в первую очередь его родные должны помолиться о нем. Над телом усопшего положено читать молитвы, которые можно найти в православном молитвослове: Последование по исходе души от тела, заупокойные молитвы, литию. Важной поддержкой для души усопшего является чтение Псалтири. Как читать Псалтирь по усопшему новопреставленному, мы писали в отдельной статье. Если человек умер вне дома и его тело находится в морге, молиться за него также можно и нужно.
Панихида и погребение. В чем отличие?
Панихида и отпевание — две службы, которые совершаются по усопшим членам Православной Церкви.
Отпевание — это обряд погребения, он совершается только один раз, на третий день после смерти человека, непосредственно перед преданием тела земле. Это более глубокий и сугубый чин, он содержит особые прошения и чин прощения сродников с усопшим.
Панихида (с др. греч. — «всебдение») — это заупокойный молебен, который состоит из канона об усопших, псалмов, ектений об упокоении и особых молитв. Панихида служится сразу после смерти человека (в храме или на дому), а затем на 3-й, 9-й и 40-й день и в дни особой памяти о человеке — его рождения и смерти. Панихиду служат в храме или на кладбище, это не такой сугубый и длительный чин, как отпевание, но он не менее важен. Кроме того, родственникам усопшего, которые заказывают в храме поминовение на панихиде, важно и самим присутствовать на этой службе и принимать в ней молитвенное участие.
ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Как проходит обряд погребения?
После необходимых приготовлений в назначенный день тело усопшего приносят в храм на обряд погребения, на котором люди прощаются с человеком, видя его в последний раз. По церковной традиции это третий день после смерти, в то время как первым днем считается сам день смерти, даже если человек отошел ко Господу вечером. Если же существуют внешние непреодолимые обстоятельства, которые препятствуют погребению на третий день, в этом нет греха и на посмертную участь души это никак не повлияет.
Служба погребения состоит из молений об упокоении души. Священник данной ему от Бога властью читает разрешительную молитву об отпущении грехов, в которых христианин раскаялся, но не успел исповедоваться при жизни. На отпевании читается послание святых Апостолов и Евангелие. Оканчивается служба сугубой ектенией — усиленной молитвой о помиловании души усопшего. Последние слова, которые звучат на отпевании — «вечная память» — свидетельствуют о том, что близкие всегда будут помнить усопшего, поминать его в своей домашней молитве и в храме.
Молитвы этого богослужения исполнены радости и надежды на то, что душа усопшего направляется к Богу, в лучший мир. Оставшимся на земле сродникам эта служба дает облегчение, напоминая, что наши души бессмертны и они обязательно встретятся.
После окончания отпевания процессия с телом усопшего отправляется на кладбище. У могилы служится лития и совершается погребение. В наше время, однако, чаще все упомянутые службы совершаются сразу в храме, а на кладбище священник выезжает только по просьбе близких усопшего.
Заочное отпевание
Бывают ситуации, когда в связи с какими-либо обстоятельствами нет возможности отпеть новопреставленного после его кончины. Поэтому в Церкви существует заочное отпевание. В таком случае похороны проводятся отдельно, без молитвы, а при ближайшей возможности сродники заказывают заочное отпевание в храме или приглашают священника, чтобы отслужить его на кладбище.
Традиции похорон в православии и их значение
Кутья
Ближайшие родственники умершего готовят на погребение кутью — это старинное славянское блюдо из зерен пшеницы или других злаковкруп, в которое по желанию добавляют мед или сахар, мак, орехи, цукаты, изюм и другие сухофрукты. В конце отпевания священник освящает кутью, а на поминках — поминальной трапезе — ее делят между присутствующими и едят в память усопшего. Кутья — символ радости и надежды на вечную жизнь в Царствии Божием.
Земля
Кроме кутьи на отпевании освящается земля. Это символ праха, из которого был создан человек. Обычно эту землю приносит на погребение священник. Когда гроб опускают в могилу, его крестообразно посыпают сверху освященной землей и только потом начинают закапывать.
Свечи
На отпевании и на панихиде молящиеся держат в руках свечи. Зажженная свеча — это символ победы над тьмой и над смертью, вечной жизни, которую принес Христос. Это и образ нашей молитвы за усопшего в надежде на то, что Бог будет милостив к его душе и упокоит ее вместе со святыми и праведными.
Как поминать усопших?
Задаваясь вопросом, что мы можем еще сделать для души умершего, необходимо помнить о главном. Молитва — это самое сильное оружие и самое важное проявление любви к человеку. Когда душа покидает тело и переселяется в вечность, она уже не может покаяться в грехах, совершенных при земной жизни. Своей домашней молитвой, добрыми делами и милостыней, совершаемыми в память о ближнем, мы можем помочь его душе попасть в Царствие Небесное.
Не менее важно поминовение усопшего в храме. Сразу после смерти желательно заказать сорокоуст о новопреставленном, чтобы в течение сорока дней его поминали на литургии. На девятый и сороковой день, в дни смерти и рождения нужно заказывать панихиду.
До 40-го дня усопший является новопреставленным.
В дни рождения и смерти — приснопоминаемым.
Когда человек подает записки об усопшем сроднике на литургию или панихиду, ему самому желательно присутствовать на службе и участвовать в соборной молитве.
Часто задаваемые вопросы:
- Как одеваться на похороны?
По традиции родственники и близкие усопшего, присутствующие на отпевании, обычно надевают темную одежду, символизирующую печаль о расставании. Однако в церкви это никак не регламентировано и строгих указаний касательно цвета или стиля одежды нет. Священник же облачается в белые ризы, которые выражают радость рождения и встречи души человека с Богом.
- Что нельзя делать, когда умер человек?
В народной памяти существует множество примет, которые не имеют ничего общего с православной традицией. Христианину важно помнить следующее: нельзя вести себя неподобающе и предаваться увеселительным мероприятиям, говорить или вспоминать об упокоившемся человеке дурное, злиться или обижаться на него.
Также опасна и другая крайность — нельзя предаваться унынию, как бы ни сильна была скорбь от разлуки.
- Как прощаться с умершим у гроба?
На отпевании наступает момент, когда священник призывает присутствующих попрощаться с новопреставленным. Тогда люди, начиная от самых близких, подходят к усопшему, кланяются ему в знак примирения, а затем целуют крест или икону в руках и венчик на лбу почившего.
- Какую службу заказывают в церкви на годовщину смерти?
На годовщину смерти подают записку об усопшем на литургию, а также по просьбе близких священник может отслужить на кладбище панихиду или литию.
- Какие молитвы положено читать, когда умер человек?
Последование по исходе души от тела, заупокойные молитвы, литию, Псалтирь с добавлением заупокойных молитв.
- Как хоронят самоубийц?
Людей, добровольно ушедших из жизни, тем самым отказавшихся от самого главного дара, данного им Богом, в православной церкви не отпевают. Исключение составляют люди, страдавшие психическими заболеваниями — такие случаи разбираются правящим архиереем в индивидуальном порядке. В прошлом самоубийц хоронили за пределами кладбища, но с начала ХХ века данной традиции не придерживаются. Самоубийц можно поминать в домашней молитве, однако важно взять на это благословение у духовника.
В заключение можно вспомнить слова митрополита Антония Сурожского из его заметок «Православие и западный мир». Люди собираются у гроба человека не потому, что он умер, а потому, что он жил. И память о нем, след, оставленный в сердцах людей, свет, которым он был для кого-то, будут жить вечно на земле как душа его — на небесах.
Скорбя об утрате и разлуке, необходимо помнить: мы на время разлучились с дорогим нам человеком, но сейчас его ждет встреча с Богом. И радость от осознания этого должна в сердце христианина пересилить скорбь расставания. Ведь расставание наше — временное, оно будет длиться лишь до того момента, пока мы все не станем жителями Царствия Небесного.