Представьте, что вы наблюдаете следующую картину: студентка сидит на занятиях и держит матрас. Ни одногруппники, ни профессора ничего ей не говорят, кажется, что они вовсе не считают ее поведение странным. А все потому, что за ее необычной ношей скрыта тяжелая история, которая так и осталась неотомщенной. Что же заставило девушку повсюду таскать неудобный матрас? И как это связано с сексуальным насилием? Разбираемся.
Все началось по взаимному согласию
Эмма Сулькович училась в Колумбийском университете на факультете изобразительных искусств. Счастливая девушка спокойно совершенствовалась в любимом деле, пока 27 августа 2012 года не стала жертвой изнасилования со стороны своего молодого человека Пауля Нунгессера.
Эмма сама пригласила возлюбленного в гости: все начиналось по взаимному согласию, но в процессе парень применил некоторые сексуальные практики против ее воли. Несмотря на то, что многим может показаться, что факта насилия в данном случае не было, девушка тяжело пережила это и долго не могла оправиться от душевной травмы.
Позже Эмма познакомилась с бывшей девушкой Пауля, которая рассказала о схожем опыте. Это мотивировало студентку предать дело огласке и начать бороться за справедливость: в 2013 году она написала заявление на своего насильника.
Справедливость не восторжествовала
Сначала Сулькович попыталась решить конфликт внутри университета и обратилась к администрации с просьбой отстранить Пауля Нунгессера от занятий. Однако университетское расследование признало его невиновным. Позже Эмма рассказывала, что комиссия, которая была собрана, чтобы решить данный вопрос, не понимала «как он мог изнасиловать ее без смазки». Девушка отнеслась к ситуации с иронией: «Это больно и неприятно, потому и зовется насилием».
Несмотря на неудачу, художница не сдалась и через год подала заявление на преступника в Департамент полиции Нью-Йорка. К сожалению, и там жертва не была услышана: сотрудники правоохранительных органов нашли недостаточно доказательств вины предполагаемого преступника. После того, как Сулькович столкнулась с пренебрежением во всех инстанциях, на которые рассчитывала, она решила самостоятельно доказать свою правоту и выразила протест так ярко и демонстративно, насколько это возможно.
Матрасный протест
Эмма решила устроить перфоманс, чтобы привлечь внимание к своей истории. На протяжении девяти месяцев художница повсюду носила с собой матрас, на котором произошло событие, разделившее ее жизнь на «до» и «после». Эмма рассказывала, что после того, как она подверглась насилию прямо в своей комнате, она всегда чувствовала «вес прошлого». Позже эта фраза дала название движению, которое запустила девушка: «нести этот вес».
Я думала о том, как это сделать... матрас представляет собой уединенное место, где происходит большая часть интимной жизни большинства людей. А также матрас стал для меня как-бы обузой из-за того, что там произошло. Насилие превратило мои собственные отношения с кроватью в нечто напряженное.
В интервью для BBC она поделилась манифестом, которого придерживалась во время перформанса: Сулькович поклялась, что будет носить с собой матрас на территории университета до тех пор, пока ее или ее насильника не исключат. Акцию поддержали и в других высших учебных заведениях, и пострадавшие начали высказываться против сексуальных преступников, которые решили, что отношения развязывают им руки. Например, 29 октября 2014 год активисты сложили 28 матрасов на пороге дома главы Колумбийского университета Ли Боллинджера: они символизировали 28 жалоб на сексуальное насилие, которые так и не были услышаны.
Чем же все закончилось?
Пауля Нунгессера не исключили: мужчина выпустился как ни в чем не бывало. Позже он подал в суд на Колумбийский университет, который не пресек акцию Эммы, тем самым опорочив его честь и достоинство (он так и не признал своей вины). На данный момент конфликт урегулирован, однако информация о решении суда не разглашается.
Эмма же получила диплом и продолжила покорять мир искусства: она стала любимой критиками художницей, которая честно и символично рассказывает о проблемах современности.
Закончить хочется на том, почему Эмма запустила столь масштабную программу протеста: «Я лишь хотела, чтобы он извинился». И хоть простое желание девушки так и не было исполнено, ее борьба вдохновила других жертв и помогла по-новому взглянуть на сексуальные преступления.