Современное иранское кино. часть 5.
Прошло время, а я продолжаю смотреть иранское кино. А оно становится все лучше, несмотря на революционную ситуацию в стране с прошлого года. Скоро уже должны и об этом появиться фильмы. Жду. Я привыкла к нему, несмотря на всю незрелищность и сложность восприятия. Некоторые творения радуют крепким актуальным сюжетом и хорошей актерской игрой. Идейное содержание некоторых картин на самом высоком уровне. Интересные сведения о стране можно почерпнуть из каждой картины.
Старая "Сантури» - картина настолько актуальная и правдивая, что немудрено: она запрещена на родине. Сюжет вращается вокруг талантливого музыканта-сантури, играющего на санторе. Слава испортила его, герой увлекся наркотиками. Только реабилитация в специализированной клинике помогает музыканту вернуть свою жизнь и свое искусство. Играет молодой ещё кумир Б. Радан. Наркоманов в Иране лечат в клиниках – факт. Фильм скучноватый.
«Закрытый занавес» - такой титулованный фильм сложной формы, поэтому неудивительно, что он такой скучный. Сняли картину 2 приятеля К.Партови и Д.Панахи. сами же в ней сыграли. Рассматривается тема всевозможных запретов в стране: от запрета держать собак до запрета молодежных вечеринок. Начинаясь как художественное произведение с персонажами, к финалу фильм превращается в документальный о жизни режиссера Панахи. Большей белиберды я не видела, хотя жюри кинофестивалей решило по-другому.
«Круг» - грустная драма о судьбах женщин и об их бесправии в стране мулл. Снял тот же Панахи, картина не в пример интереснее предыдущей. Несчастные героини пытаются как-то устроить свою судьбу в равнодушной к ним стране.
«Третий день» - неплохой приключенческий фильм об ирано-иракской войне, снятый по реальной истории. Брат и сестра спасаются из захваченного иракцами города. Брат-ополченец убегает, а сестра-инвалид – нет. Парень с боевыми друзьями пытается вывести сестру из укрытия, где она пряталась 2 дня. Сюжет типа «Спасти рядового Райана», где отряд жертвует собой ради однополчанина. В той войне сражались ополченцы, в том числе дети. А отдельные иранцы-моджахеды воевали на стороне захватчиков-иракцев. Это факты из картины. Сам фильм весьма средний. Не дублирован.
Фильмы современные.
«Кипарис под водой» - драма о послевоенной стране, где пытаются сохранить память о погибших. Команда экспертов и военных идентифицирует неопознанные трупы солдат. Иногда случаются ошибки, как в картине. Герои пытаются восстановить истину и дать семье возможность похоронить своего родственника, а не чужого. Здесь для меня новым было все, само наличие такой экспертной группы. Фильм нудноватый.
«23 человека» - военная драма о судьбах иранских солдат-подростков. 23 мальчишки были взяты в плен на поле боя. Их держали отдельно от взрослых, чтобы использовать в пропагандистских целях против Ирана. Их склоняли к предательству, но они остались верными Отечеству. С помощью Красного Креста подростков вернули домой. Архивные видео С. Хуссейна впечатляют. На премьере картины присутствовали постаревшие бывшие пленники – и это здорово, что они выжили. Если бы картина была дублирована хоть чем-то, было бы понятно, скучная она или нет.
«Герой» - широко разрекламированный фильм А. Фархади, премированный. Неудачник пытается как-то наладить свои дела, для чего затевает авантюру, которая тоже не заканчивается удачей. Житейская драма со сложной проблематикой о том, что считать героизмом и кто есть герой. Сюжет перегружен событиями, а жизнь героя – проблемами. Все как любят хорошие иранские режиссеры – показать невыносимость существования для постановки актуальных проблем. Смотреть тяжело.
«Ялда – ночь прощения» - также картина о сложных моральных проблемах, приведших к преступлению. Женщина убила временного мужа и ожидает прощения от его дочери. Сама коллизия, незнакомая нам, является интересной и не раз рассматривалась в кино страны. Как водится, обсуждение одной проблемы влечет за собой ворох других. И постоянная ложь персонажей во благо или нет, что тоже часто изображается в иранском кино. На местном телевидении есть ток-шоу, типа «Пусть говорят», там пытаются помочь попавшим в беду – факт из фильма.
«Холодный пот» и «Ветер свободы» - фильмы о проблемах женщин в Иране. В первом муж запрещает спортсменке заниматься любимым делом и ограничивает ее права. Во втором семья пытается ограничить начинающую предпринимательницу рамками семейных обязанностей. И всячески препятствует ее любимой работе. Отважные дамы отстаивают свои интересы с разной результативностью. В Иране муж может запретить жене путешествовать законодательно – факт из фильма.
«Давайте танцевать» и «Фелисити-ленд» - семейные драмы примерно одной формы, говорильные. Собираются друзья, супруги и говорят, говорят за столом. Потом спорят, потом ругаются, потом дерутся. Выясняются разные секреты. Все типа итальянской «Идеальные незнакомцы». Были бы переведены – были бы понятнее.
«Банды», «Всегда кино», «Свинья», «Жиротряс», «Человек без тени», «Ботокс» - криминальные триллеры. Некоторые переведены, некоторые нет.
В «Ботокс» две сестры расправляются с родственником, прячут труп и тщательно скрывают тайну. Это разрушает их жизни. Название странное, почти не связанное с сюжетом. Кино нескучное, но нудноватое.
В «Человек без тени» режиссер снимает фильм об убийстве девушки, вызванном ревностью. Сам того не замечая, он проецирует события картины на свою жизнь и повторяет то же преступление. Полицейское расследование выявляет его страшную ошибку.
«Свинья» - широко разрекламированный триллер режиссера М. Хагиги, которого я люблю. Не за эту картину, за другие. Сатирический триллер получился неплохим, даже нескучным, но мне не понравился. Он какой-то отвязный, события местами нелогичны и необъяснимы. Фантасмагория просто. Преступник убивает направо и налево иранских селебрити, которые играют самих себя. Бывший известный режиссер, ныне забытый, страшно завидует жертвам и ждет своего смертного часа. Пока ожидание затягивается, он ведет бессмысленное существование. Вечеринки иранской богемы, показанные в фильме, незабываемы.
Остальные 3 картины не переведены.
Неожиданная любовная мелодрама «Который час в твоем мире?» немного разбавляет гнетущее впечатление от тяжелых социальных драм. Фархад встречает Голи в аэропорту и сразу начинает вести себя с ней как со старой знакомой. Но женщина его вовсе не помнит. Долгий путь друг к другу через воспоминания о прошлом ожидает героев. Очень лиричная мелодрама, в которой ничего не происходит.
Триллер "Барсук" новый и очень интересный. Сюжет избитый в кино: как юные мошенники обманули взрослых и вроде бы неглупых людей, сыграв на родительских чувствах. В семье разведенных родителей растет умный, продвинутый в IT-сфере ребенок, мальчик-альбинос. Его все обожают, балуют. Он похож на своего деда, тоже альбиноса, единственного, кто не захотел помочь отчаявшейся семье в сборе денег на выкуп. Внезапно он пропадает. Похитители требуют огромных денег от семьи. Несчастные родители сплачиваются перед лицом несчастья, почти разоряются, продав все. Когда мальчика возвращают, потрясенная семья узнает, кто же сыграл с ними такую жестокую шутку... Сюжет банальный, но фильм совершенно нескучный и увлекательный.
Такие вот разные и в чем-то похожие фильмы снимают иранцы. Незрелищные почти все, а также почти все умные и высокоидейные.