Подслушал ее и прочувствовал на практике у Константина Орлова.
Она пригождается мне и когда я веду математику, и когда я объясняю, как писать стендап. И с детьми и со взрослыми.
У этой фразы есть другая версия. Ее постоянно используют люди образования, но не осознают опасности этой версии.
— "Все понятно?"
— "Да" - отвечает ученик или аудитория.
И моментально создается иллюзия, что человек делает свою работу хорошо.
— "Все понятно? ИЛИ НЕТ?"
Никто не хочет признаваться, что ему вот кое-что непонятно и есть пара уточняющих вопросов, лучше промолчать.
Особенно, если это забитый школьник, над которым и так взрослые самоутверждаются при любом удобном случае.
Когда я хочу выяснить, нужно ли объяснить, разобрать что-то еще раз, я говорю ученикам так:
— "Все понятно? Или не очень?"
И, как по волшебству, ученик расслабляется и спокойно признается, что да, вообще-то "не очень".
Таким образом вы показываете, что ваше объяснение могло быть неидеальным и допускаете, что можно было чего-то не понять. Даете шанс на отступление. И это не жесткое "нет, ничего не понятно", это "не очень, можете еще раз объяснить". Намного легче признаться в несовершенстве, если педагог и к себе и к ученику не слишком строг.
Если вы будете кому-то что-то объяснять, попробуйте! Результат вас поразит!
Понятно?
Или не очень?