Пожалуй, самое необычное изобретение Первой мировой войны в области маскировки – это то, что делали с морскими кораблями.
Есть версия, что моряки подглядели способ маскировки у кубистов. Это направление в живописи возникло как раз перед войной, и манифестом кубизма стала знаменитая шокировавшая публику картина Пабло Пикассо «Авиньонские девицы». И сам Пикассо любил говорить, что лучшую маскировку на Первой мировой войне придумал он.
Суть маскировки состояла в раскрашивании корабля хаотично перемешанными геометрическими фигурами. Такая окраска мешала противнику точно определить очертания судна, отличить правый борт от левого - что было важным для точного определения направления движения. Ведь торпеды с подлодок тогда наводились на глазок - и вот при определенном изображении линий и квадратов на корабле казалось, что он удаляется в то время, как на самом деле он приближался.
У британских морядов это маскировка получила название Razzle Dazzle («ослепляющая суматоха»). Экзотическую окраску судов придумывали известные британские художники, а краску наносили, в частности, студенты Королевской академии художеств.
Но раскрашивание кораблей в стиле кубизма быстро устарело. Противники научились точно определять контуры судна и направление его движения с помощью мощный оптики и локаторов. В итоге пестрые корабли превратились в унылые серо-зеленые конструкции: их стали окрашивать под цвет морских волн, чтобы сделать как можно более незаметными.
А вот надувные изделия пошли хорошо: их стали активно использовать во всех войнах после Первой мировой. Да и не только в войнах.
Например, еще задолго до Второй мировой войны Германия стала делать агрессивные заявления в адрес своих соседей - и решила подкрепить эти заявления танками. Но танков у немцев тогда было еще недостаточно – и вот по дорогам стали катать муляжи, чтобы их заметили иностранные корреспонденты и сделали устрашающие фотографии.
Одну такую историю описывал британский писатель Ивлин Во в романе «Возвращение в Брайдсхед». Вот что рассказывал один из героев романа своим знакомым:
«Мой приятель путешествовал на машине по Шварцвальду и вот он рассказывал мне. Едет он, представьте, проселочной дорогой, дорога поворачивает, и он с ходу выезжает на шоссе. А на шоссе что бы вы думали? Танковая колонна. Тормозить поздно, он вылетает на асфальт и на всем ходу врезается прямо в танк. Ну, думает, крышка.
Слушайте, слушайте, сейчас будет самое смешное.
Он проехал танк насквозь и даже краску с кузова не содрал. Что бы вы думали? Танк-то был брезентовый - разрисованный брезент на бамбуковой раме».
Порой для маскировки пригождождались и идеи, которые первоначально были придуманы для театрализованных фестивалей. Скажем, в Британии еще до войны стали устраивать шуточные парады бронемашин, на которые устанавливали фигуры слонов. А затем, во время войны, по некоторым утверждениям, так стали делать британские войска в Индии - уже для маскировки.
Такой камуфляж предназначался для обмана японских летчиков – сверху им могло показаться, что это просто движется привычная для индийских пейзажей вереница слонов.
О способах маскировки можно писать бесконечно, и различные муляжи боевой техники - это лишь один из многих приемов. В разных странах было придумано и множество других способов обмануть противника, скрыть от огласки военные секреты - с помощью дезинформации, обманных маневров, изощренной психологической игры. И, пожалуй, самый удивительный прием был использован в США – говорят, это случилось при испытаниях первого реактивного самолета.
Чтобы никто не понял, что такие испытания действительно происходят, пилота решили одеть в костюм гориллы. И в результате потом никто не верил другим пилотам, которые рассказывали, что они встретили в небе какой-то новый странный самолет, без пропеллера - “а за штурвалом сидела горилла”. Все эти рассказы встречали смехом, обескураженные очевидцы после этого замолкали - и утечки удалось избежать.
Если понравилась статья - поставьте лайк и расскажите о ней друзьям в социальных сетях.