Найти тему
Чӑваш ТВ

Путешествие к Чувашам Башкортостана

Оглавление
Самое ценное и удивительное, которое сохранили чуваши до наших дней, самое великое, это язык, песни, вышивка. У чувашей сто тысяч слов, сто тысяч песен, сто тысяч вышивок.(Иван Яковлевич Яковлев)

фотография найдена на просторах интернета. Источник: webkamerton.ru/2018/07/cuvasi
фотография найдена на просторах интернета. Источник: webkamerton.ru/2018/07/cuvasi

Кто такие чуваши?

Чува́ши — народ тюркской языковой семьи, сложившийся на основе древнеземледельческого населения использующего пратюркский в своей основе язык и сместившегося в IX веке в результате изменения климата с Кавказа на Волгу. Коренное население Чувашской Республики. (источник - Википедия)

Чуваши - народ, проживающий не только в Чувашской Республике, но и во многих регионах нашей страны, а так же и в других странах нашего мира.

В данной статье мы хотим рассказать вам про чувашей, проживающих в республике Башкортостан и про наше путешествие к ним.

Переселение чувашей на земли Башкортостана.

В южном Приуралье чуваши начали расселяться с середины XVII в., а пик миграции чувашей в Башкортостан приходится на XVIII - XIX вв. Причинами переселения являлись насильственная христианизация, социальный и национальный гнет, малоземелье. Переселялись самые смелые, настойчивые, непримиримые и предприимчивые.
В Башкирии чувашские крестьяне попадали в число тептярей и бобылей — припущенников. Башкирские князьки и старшины пускали их на свои земли на условиях аренды и испольщины. Припущенники обычно обзаводились своими дворами. Они платили большие оброки башкирским феодалам, ясак, подразделявшийся на поминочный и десятинный. «Ясак первого рода – дань, вносимая в личную казну государя и высшей власти. Ясак второго рода – десятая часть всей торговой прибыли инородцев, вносимая в казну», - писал Н.В. Никольский .
Хотя чуваши не были превращены в крепостных, они должны были вносить ясак правительству, что ставило их в положение крепостных. Чуваши были приписаны к Приказу Казанского двора на положении ясачных и должны были платить ясак натурой и деньгами. Башкирские феодалы «не только весь положенный на них ясачный оклад с тех, на их землях поселившихся людей, собирали, но и сверх того немалые прибыли от них получали, и почти за своих крестьян их почитали» .
В 1747 году царское правительство обложило башкирских припущенников новой податью по 80 копеек с души. Их положение еще более ухудшилось. И в том году произошло крупное восстание башкирских припущенников-татарских, чувашских и марийских крестьян, направленное против башкирских феодалов и гнета царизма. В Приуралье оседали также часть чувашских крестьян, выезжавших из селений Чувашии по паспортам для работы на металлургических заводах. Известны случаи поселения чувашей на землях заводчиков Твердышевых и Мясниковых .
Помещичий произвол над чувашскими, мордовскими и татарскими крестьянами, поселившимися в средневолжском диком поле, не знал предела. Историки Т. М. Акимова и А. М. Ардабацкая пишут, что в северной части бывшей Саратовской губернии на рубеже XVII—XVIII веков возникли деревни ясачных чувашей: Лубежайка, Кулатка, Еремкино и др. «Чувашское село Яблонка принадлежало Звенигородскому монастырю, который закрепостил их еще в Казанском Поволжье, а теперь переселил под Саратов... Русские помещики выменивали у первонасельников мордвы, чуваш и татар их хорошие земли, выменивали их за бесценок, а то и отнимали силой» .
В Башкирию чуваши начали переселяться еще в XVII веке с территории современных Чувашии и Татарстана. Много прибыло в Башкирию беглых чувашских крестьян, участвовавших в восстании Степана Разина, затем в петровское время и в годы насильственного крещения чувашей. Немало участников Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева из Чувашии также находило пристанище в Башкирии. Башкиры в те времена были кочевниками, земледелием почти не занимались. Чувашским крестьянам приходилось арендовать или покупать земли у башкирских феодалов — князьков, старшин и тарханов. Иногда покупка оказывалась непрочной, и переселенцы приобретали новые участки, оставляли первое поселение, строили новое. Нередко земли переселенцев захватывали русские помещики .
Начиная с 20-х гг. XVIII в., увеличению притока переселенцев в Башкирию и Оренбургский край способствовало сооружение Новой Закамской, а позже Оренбургской линий. Именно под их прикрытием начинается быстрое заселение территорий Бузулукского, Бугурусланского и Белебевского уездов. Значительному увеличению численности населения в крае способствовали также Указы правительства 1736 и 1739 гг., которые отменили прежде действовавший запрет на продажу башкирских земель. Царское правительство не только разрешало переселенцам свободно селиться на новых землях, но и на время освобождало их от некоторых государственных повинностей. Это привело к тому, что приток вольных переселенцев в Башкирию и Оренбуржье, в т.ч. и чувашей резко увеличился. В итоге, III ревизией (1762 г.) в Южном Приуралье было учтено 35,8 тыс. чувашей; IV ревизией (1782 г.) – 44, 1 тыс., V ревизией (1795 г.) – 41,9 тыс. Всего, таким образом, численность чувашей в Южном Приуралье по данным I–V ревизий увеличилась в 151 раз .
В XIX в. численность чувашей в Южном Приуралье продолжала увеличиваться. По VIII ревизии (1833 г.) их в крае было уже 56,4 тыс., по I Х ревизии (1850) – 58,2 тыс., по Х ревизии (1858 г.) – 75,2 тыс., а по переписи 1897 г. – 60,6 тыс. Так, в результате миграций XVII–XIX вв. в Башкортостане складываются современные контуры расселения чувашей в пределах Бельско-Икского междуречья. Приток чувашского населения в край продолжался и в ХХ в. Однако, по сравнению с предыдущими столетиями, темпы прироста были незначительными. Численность чувашей росла в основном за счет естественного прироста. (источник vk.com/wall257472073_22)

Чуваши с народными музыкальными инструментами. Уфа, нач. 20 в. Национальный музей РБ. Источник: http://bashenc.online/ru/articles/50257/
Чуваши с народными музыкальными инструментами. Уфа, нач. 20 в. Национальный музей РБ. Источник: http://bashenc.online/ru/articles/50257/

С целью узнать больше про чувашей Башкортостана мы с супругой - Екатериной в начале августа 2022 года выехали из Чувашии в сторону Башкортостана. 21 век, век технологий, поэтому доехать с помощью навигатора не составило труда. Что интересно, выехали мы даже ни с кем не договариваясь. Просто выложили у себя в блоге информацию о том, что едем в Башкортостан. А по итогу нас встретили как самых почетных гостей!

Встречают с чувашским национальным напитком "сăра". Автор фото - Сергей Иванов
Встречают с чувашским национальным напитком "сăра". Автор фото - Сергей Иванов

Всего в этой республике мы пробыли 4 дня и они были очень насыщенными. Мы побывали в районах, где всё ещё кипят жизнью чувашские деревни, где всё ещё слышится наш родной чувашский язык, где всё ещё поют чувашские песни и одевают национальные костюмы...

Фото с одной из встреч с чувашами Башкортостана. Автор фото - Сергей Иванов.
Фото с одной из встреч с чувашами Башкортостана. Автор фото - Сергей Иванов.

Все эти дни мы снимали видео всего, что происходило, и вот, спустя 8 месяцев из этого материала получился целый фильм про наше путешествие!

постер фильма
постер фильма

В данном фильме вы погрузитесь в небольшое путешествие по чувашским деревням Башкортостана, познакомитесь с местными жителями, узнаете интересные моменты из истории, культуры и традиций чувашей Башкирии. И да, фильм снят полностью на родном чувашском языке.

28 марта 2023 года в Национальной библиотеке Чувашской Республики состоялась премьера данного фильма. На премьере присутствовали как подписчики нашего проекта ЧУВАШ ТВ, так и студенты и преподаватели Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова, писатели и не мало известных личностей чувашского народа, такие как: доктор филологических наук, профессор Виталий Григорьевич Родионов, заслуженный артист Чувашской Республики Иван Иванович Иванов, языковед, кандидат филологических наук Юрий Михайлович Виноградов и другие.

фото из личного архива
фото из личного архива

После просмотра фильма у каждого желающего была возможность выйти на сцену и поделиться со своим мнением и впечатлениями. В следующем видео можно увидеть кадры с этой премьеры.

Данный фильм был высоко оценен не только зрителями на премьере и подписчиками нашего блога, но и получил диплом 1 степени в МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ, ГУМАНИТАРНЫМ И ЕСТЕСТВЕННЫМ НАУКАМ в конкурсе лучших видеосюжетов и радиопрограмм на чувашском языке.

диплом 1 степени в конкурсе лучших видеосюжетов и радиопрограмм на чувашском языке.
диплом 1 степени в конкурсе лучших видеосюжетов и радиопрограмм на чувашском языке.

В этой статье мы узнали про такой народ как чуваши, про причины переселения части народа на территорию республики Башкортостан, побывали в чувашских деревнях Башкортостана, где ознакомились с жизнью и бытом, культурой и традициями чувашей, тесно проживающих с башкирами, татарами и другими народами этой республики.