Чтобы успешно развить внутренний туризм, необходимо помнить о нескольких условиях. Здесь и грамотная рекламная кампания по продвижению, система профессиональной подготовки персонала, поиск инвестиционной поддержки, и конечно создание качественного продукта.
Санатории – это часть туристического рынка, но при этом же они относятся к медицине и должны иметь соответствующую лицензию. Регулирует деятельность санаториев федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Из-за того, что в нашей стране расположено множество различного вида курортных ресурсов (разнообразные минеральные воды, климатические зоны и т.п.), на рынке санаторных услуг можно отметить, как и национальную, так и региональную конкуренцию.
Говоря о глобальной конкуренции, стоит сказать, что ее развитие выражено более слабо. Наиболее популярными местами для восстановления сил являются санатории Венгрии и Чехии, за более основательной медициной стремятся в Швейцарию или Германию. Не только лечение, но и развлекательные программы предлагают курорты Австрии и Италии. Румыния и Сербия славятся своей не дороговизной. Однако 2020 год, ограничивший перемещения по миру, стал отличным драйвером развития отечественных туристских направлений. А уже за два квартала 2021 года прирост рынка составил 127,3% к 1–2 кв. 2020 года.
По данным Ассоциации оздоровительного туризма, летом 2021 года санатории ощутили рост загрузки на 80% год к году. Это подтверждают данные властей регионов. Так, по информации министерства туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края, за январь — август 2021 года в регионе отдохнули 800 тыс. человек (400 тыс. из них — в санаториях), против 240 тыс. за тот же период годом ранее. По итогам 2021 года власти рассчитывают на восстановление сегмента к докризисному уровню. В Краснодарском крае совокупный турпоток за восемь месяцев 2021 год оценивают в 12,4 млн. человек, что всего на 2% ниже показателя 2019 г. Министерство курортов и туризма Крыма отмечает, что в июне—августе 2021 года местные здравницы были загружены на 90–95% против 70–75% двумя годами ранее.
Отметим, что в 2021 г. в системе ОМС предусмотрено 30 млрд. руб. на реабилитацию после перенесенного пандемийного заболевания. Подобного рода профильные программы предлагают около 30% санаториев — это здравницы с лицензией на медицинскую реабилитацию. Впрочем, спросом они пока не пользуются, формируя только 4% от общего объема рынка.
Учитывать стоит и другие сложившиеся к настоящему моменту тенденции на рассматриваемом нами сегодня рынке.
- К сожалению, среди большинства санаториев выявлено несоответствие требованиям клиентов, которые уже привыкли к обслуживанию и отдыху по западным меркам;
- учитывая высокие потребности клиентов к предоставляемым им услугам, а так же соответствию цены и качества, то на рынке увеличился рост конкуренции;
- обогащение рынка санаторных услуг онлайн- сервисами (бронирование, создание собственных сайтов с возможностью консультации специалиста сразу в сети, развитие групп в различных социальных сетях);
- исходя из вышесказанного, санатории стремятся к самостоятельной реализации своих услуг (без поддержки посредников);
- средняя продолжительность отдыха потребителя снизилась в целях экономии денежных средств и времени;
- спрос с въездного туризма перераспределился на внутренний;
- явный тренд на оздоровительный туризм, нежели развлекательный.
Говоря о трендах, стоит упомянуть и возможные проблемы, с которыми есть риск столкнуться при выходе на рассматриваемый рынок.
- Клиенты в возрасте 20-40 лет не имеют сформированной культуры по ежегодному посещению санаториев в целях профилактики здоровья;
- в целом значительная часть населения пользуется услугами санаториев лишь в случаях, когда требуется серьезная работа над собственным самочувствием, что знаменует собой относительно низкий уровень востребованности санаториев;
- большинства санаторием имеют низкое развитие по техническим и материальным показателям ресурсной базы и не соответствуют современному запросу потребителя.
Больше информации по рынку можно найти здесь