Песня советского композитора попадает в чарт Billboard, Синди Лопер исполняет песню с музыкой Игоря Николаева, а Энн Мюррей – Владимира Матецкого. Похоже на фантазии – подумает определенная часть слушателей, хотя всё перечисленное – свершившиеся факты из музыкальной истории. Мнение о том, что наша, советская и российская, музыка, за исключением академической, не слишком-то котируется на западе – распространено и не беспочвенно. В то же время известна целая вереница сюжетов о том, как рожденные на нашей земле мелодии, музыканты и коллективы «выстреливали» на западе. И сегодня я расскажу вам одну из таких историй о «пришествии» советской мелодии к зарубежному слушателю, в которой, к тому же, оказался замешан наш фольклорный персонаж – домовой.
Осень 1988 года. Закат советской эпохи ознаменован потеплением советско-американских отношений, холодная война близится к завершению, два государства налаживают «диалог культур» и затевают совместный музыкальный проект. В Советский Союз в творческую командировку приезжает группа из 24-х американских сонграйтеров разной степени известности, в течение недели они сочиняют песни совместно с ведущими композиторами нашей страны. Результат работы был представлен в сборнике под названием «Music Speaks Louder Than Words». Пластинку выпустил американский лейбл «Epic Records» в 1990 году.
На нём-то и были изданы обозначенные в начале публикации композиции. В компании с автором советских хитов «Айсберг», «Паромщик» и «Старая мельница» оказались американцы Френк Превит, Алан Рой Скотт и Синди Лопер, сочинившие песню «Cold Sky». А приятель и тезка Николаева - Игорь Крутой стал одним из авторов композиции «Underneath One Sky» в исполнении Роберты Флек. Владимир Матецкий совместно с Альбертом Хаммендом и Брендой Рассел написал песню ««I Know Your Touch», спетую Анне Мюррей. Он же входил в авторскую группу создавшую композицию «There's Always Love», которую на пластинке представила Патти Лабель.
Американскими критиками альбом был принят положительно, назван «очень американским по звучанию», большинство выпущенных на нём песен репортер «Нью-Йорк таймс» Стивен Холден определил как «искусно спроюссированные поп-синглы». При этом, положа руку на сердце, особой популярности пластинка не сникала. За исключением круга «прошаренных меломанов» о ней у нас мало кто помнит.
Самой заметной и более менее успешной суждено было стать песне, попавшей в этот сборник в самый последний момент. Сочинялась она не специально для этого проекта. Изначально, на русском языке, это была незатейливая детская песенка про домового.
Её автор – ленинградский физрук, ставший популярным музыкантом и хитмейкером. «Льдинка» и «Телефонная книжка» Ларисы Долиной, «Улетай, туча» Аллы Пугачевой, «Дворик» Михаила Боярского и, конечно же, «Спасибо, родная» - эти и многие другие популярные песни советскому слушателю подарил Виктор Резников.
В совместном советско-американском проекте Виктор Михайлович очень хотел поучаствовать, но график и обстоятельства препятствовали этому стремлению. Накануне визита американцев Виктор Резников отправился на гастроли, как назло, всё пошло не по плану, в туре пришлось задержаться. Ему удалось приехать лишь к финалу, когда работа над песнями завершалась. Музыкант расстроился, решив, что упустил возможность посотрудничать с американскими коллегами, но удача улыбнулась талантливому советскому автору. В коридоре ему встретились Тодд Черни и Гарольд Пейн, согласившиеся посмотреть его произведения. Писать что-то новое «с нуля» времени уже не было, единственный выход – показать американцам уже готовые песни.
Резников так и поступил, предложив Черни и Пейну несколько своих композиций. «Домового» он написал в том же 1988 году для своего сына Андрея, который в дальнейшем стал продюсером, директором радио «Рекорд». Андрей Викторович пошел по стопам отца и известен, как востребованный сонграйтер нашего времени, чьи песни есть в репертуаре эстрадных звезд.
К музыке Андрей приобщался с детства, выступал вместе с отцом. Композиция «Домовой» с музыкой и словами Виктора Резникова исполнялась членами двух семей - Виктора и Андрея Резниковых и Михаила и Сережи Боярских. Автор пел её и сольно. В 1989 он выступил с «Домовым» в программе «Шире круг», а в рамках «Утренней почты» по ТВ было показано музыкальное видео, сохранившееся в архивах Гостелерадиофонда.
Из песен, подсунутых случайно встреченным русским автором, Чарни и Пейн приглянулся именно «Домовой. Содержание оригинального текста их интересовало мало. На мелодию Резникова написали другие слова, композиция получила название «Don’t stop now». На создание английской версии ушло всего два дня.
Песня досталась женскому поп-трио «The Cover Girls». Не слишком известная в наших широтах группа из Нью-Йорка была создана продюсером Энди Трополи в 1986 году. «The Cover Girls» исполняла танцевальную музыку, фристайл и урбан-поп. Состав коллектива неоднократно менялся, оставаясь женским. В англоязычных источниках композиция «Don’t Stop Now» фигурирует в ряду самых заметных хитов коллектива. Авторами произведения указываются: Cerney, T./Payne, H./Reznikov, V. В их исполнении русская детская песенка переродилась в зажигательный танцевальный поп-хит.
«Don’t Stop Now» вышла не только в сборнике, но и отдельным синглом группы «The Cover Girls». Американцы изрядно раскрутили эту песню, композиция фигурировала в хит-параде Billboard. По некоторым данным, сингл с этой песней продержался в одном из чартов 14 недель, достигнув второго места в марте 1991 года.
Виктор Резников после отъезда американцев и думать забыл о заграничной судьбе своего «Домового». Прошло несколько лет. И вдруг композитору позвонили из Всесоюзного агентства авторских прав, сообщив, что его фамилия «засветилась» в американских хит-парадах.
Успехом песни «Dont Stop Now» соприкосновение Виктора Резникова с американской музыкой не ограничилось. В том же 1991 году совместно с американцем Дэном Мериллом он запустил интернациональный проект SUS, в котором объединились советские и американские музыканты.
Вскоре жизнь композитора Виктора Резникова рано и трагично оборвется. 39-летний музыкант погиб в автокатастрофе в феврале 1992. Незадолго до трагедии он написал одну из главных своих песен – хит-посвящение «Спасибо, родная» и планировал исполнять его сам. В память о друге композицию взял в репертуар Михаил Сергеевич Боярский. Хиты авторства Виктора Резникова по-прежнему с нами, и известны слушателям разных поколений.
«Домовой» зажил двумя параллельными жизнями, умеренно популярного танцевального поп-хита на западе и милой детской песенки – в России. Недавно эту песенку в эфире «Первого канала» слушателям напомнила певица, для которой Виктор Михайлович в своё время написал несколько ярких хитов – Лариса Долина. В рамках шоу «Две звезды» она исполнила песню вместе с внучкой. Семейный дуэт Ларисы Александровны и Саши Долиных и ранее выступал с этой песней в сборных концертах на телевидении.
«Домовой» Виктора Резникова в обличие «Dont Stop Now» - не единственный случай попадания советского музыканта в хит-парады Billboard. В своё время в нём также оказалась ориентированная на западный рынок группа «Gorky Park» и даже Борис Борисович Гребенщиков. Но это уже совсем другая история, а на сегодня всё.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые песни и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.