Найти тему
Ирина Минкина

Культурное контрнаступление Богомолова

В удивительные времена живём, товарищи. И удивительные события наблюдаем.

Константин Богомолов написал для РИА Новости статью под названием «Диетическое горе». Не поверите: в этой статье товарищ режиссёр… осуждает нашу элиту. Да-да, я не шучу: он осуждает нашу элиту. К которой сам же и принадлежит.

Для начала позвольте высказаться по тексту. Свечку я не держала, конечно, но, в моём понимании, текст написан НЕ Богомоловым. Я читала кусочек из сценария Богомолова про содержанок. Тот текст – и эта статья – близко рядом не стояли. Текст статьи «Диетического горя» писал кто-то ОЧЕНЬ грамотный, ОЧЕНЬ талантливый. Текст – по форме – действительно отменный. Ну правда. Придраться (разве что кроме названия) не к чему. Ей-Богу, есть у меня масса сомнений, что это писал Константин Богомолов. Тем более что ранее автор скандальных театральных постановок не был замечен в большой любви к написанию программных текстов. И не программных тоже, впрочем. Да, раз в определенное время он что-то публиковал. Но это было достаточно редко и не системно, скажем так. Не как если бы Константин, скажем, вёл где-то постоянную колонку "Культурная жизнь".

И если вы нажмёте на вкладку «Все материалы автора» под статьей «Диетическое горе», то кроме «Диетического горя» в подборке РИА Новостей и не увидите. Ну то есть философский дебют в РИА – и сразу в топ. Почётно.

Но – допустим. Доказательств нет, за руку никто никого не ловил. Поэтому всё вышесказанное – не более чем мои личные и профессиональные ощущения. Стало быть, далее будем обращаться к Константину Богомолову как к автору статьи.

Самое сбивающее с ног обстоятельство в обличительной статье Богомолова – это САМОразоблачение. Ведь в статье удивительно точным образом описаны два типа элиты. Представителями которых в реальности являются Собчак и Богомолов. Ну то есть просто автопортрет и портрет супруги срисовал, не иначе. Семейное фото какое-то.

Посудите сами.

Так образовался союз денежно успешных плебеев и денежно бездарных интеллигентов. И пожалуй, нет и не может быть теснее союза — склеивает два этих класса не выгода, а беда: одиночество в собственной стране. То самое сознание себя "особыми". Ибо и те и другие, неистово презирая друг друга, еще более неистово презирают собственный народ.

Ну? И что тут неправда, если приложить это к личности Богомолова и его супруги? Ксения Анатольевна – денежно успешная плебейка (я пользуюсь терминологией господина Богомолова, не подумайте вдруг чего лишнего), сам Константин – денежно бездарный интеллигент.

Не кровь пролитую оплакивают. Свой счастливый смех оплакивают. Свои винировые улыбки. Свою безмятежную жизнь. Свой рай.

Так и хочется сказать: Константин, это чистосердечное или как? Впрочем, для чистосердечного признания пафоса в процитированной выше фразе чуть больше, чем нужно. Вот это вот "не кровь свою оплакивают <...> Свой рай" - здесь автор статьи (кто бы он ни был) немножко пересолил. Впрочем, самую малость. Если ушки и видны, то очень маленькие и аккуратные. Я же говорю: талантливо написано...

Когда Богомолов с осуждением пишет о «прожектах», то лично я сразу вспоминаю всё то, что он делал все эти годы. Вот эти вот его обсасывающие пистолет девочки в военной форме, эти голые люди, бегающие по театральной сцене, - что это, если не те самые пресловутые «прожекты», которые так старательно посыпает пеплом новоиспеченный публицист Константин Б.?

Я читала текст «Диетического горя» - и в голове у меня (параллельно с кадрами со скандальной свадьбы на катафалке) крутился вопрос: для чего? Для чего всё это опубликовано? Для чего всё это написано?

Впрочем, в самом же тексте статьи и дан ответ. ДЛЯ ЧЕГО.

Пора оставить страдания о прошлом. Оно должно умереть не только физически. Оно должно умереть в сердцах живущих. Мертвое должно умереть дважды... В настоящем есть смысл и цель. И правда, и дух. И подлинность. Надо только суметь выйти из "особняка", засучить рукава, и работать, и жить, и верить. Надо отбросить презрение к своей стране и своему народу и услышать гул истории и голос людей.

Вон оно что… Каков замах, да? Господин Богомолов предлагает нам поверить, что с прошлым он покончил. С Божьей, так сказать, помощью и под гнётом текущего момента. И что теперь он обязательно будет другим.

Да уж…

Риторический вопрос: а зачем народу нужно присутствовать при мучительном перерождении Богомолова? Чем Богомолов так уникален, чем он ДО ВСЕХ СОБЫТИЙ зацепил народ, для того чтобы народ терпел, наблюдая за творческой реинкарнацией Богомолова и дожидаясь качественно иного результата? Зачем это нужно, если в нашей стране есть масса талантливейших людей, которые И НЕ БЫЛИ НИКОГДА никаким «особняком», а были частью народа? Ведь у этих людей никаких «дважды умереть» не будет. Они как были живы - так и живы сейчас. Сейчас – ещё более, чем когда бы то ни было. Они готовы наконец-то прийти в культуру, откуда бесконечные условные богомоловы гнали их поганой метлой. Для чего и им, и публике терзать Богомолова?

Ну так и надо же было говорить: это нужно МНЕ, Константину Богомолову. МНЕ нужно остаться в новой реальности, в новой жизни. Для этого я решил покаяться, признать всё как есть (потому что чего уж упираться-то) – и тем самым намекнуть, чтобы народ дал мне второй шанс.

Вот такие вот дела, товарищи. ЧуднЫе дела. Кстати, до этой статьи Богомолов достаточно оперативно поставил спектакль «Вероника» по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». По той же самой пьесе, которая легла в основу фильма «Летят журавли».

Кто-то всерьёз взялся за возвращение Богомолова. Но, как по мне, это равноценно «впихиванию невпихуемого». Народ же не страдает коллективной амнезией. А без амнезии принять «перерождение» Богомолова невозможно, мне кажется. Да ещё столь молниеносное перерождение. И если бы мы на минуточку представили, что, скажем, над возвращением Богомолова в культурную среду (старого Богомолова – в новую культурную среду) работает целая пиар-команда, то сложно даже оценить, сколь огромные деньги эта команда получает (прошу прощения: получала БЫ). Потому что работают аккуратно, тонко и профессионально.

Лобовая атака в виде возвращения прежних спектаклей и культурных деятелей в репертуары театров в целом провалилась. Спектакли отменяют, народ возмущается. «Свои» из Минкульта, вероятно, разводят руками: мол, не обижайтесь, но ничего сделать не можем. Ищите более тонкий подход к аудитории. Ну вот и ищут…

Что сказать? А вы говорите – НАРОДУ тяжко с началом СВО. Вон «особняку»-то как тяжко. Даже Богомолов за перо взялся. И стал ставить пьесы без интима. Что же там за бонусы-то такие были у него (и у таких, как он) ДО всех событий, что Богомолов готов предпринять такое вот масштабное «культурное контрнаступление»?

А главное – кто-то ведь разрешил опубликовать текст «Диетического горя» в РИА Новости…