Найти тему
Университет «Синергия»

Активные методы обучения💪

Оглавление

«Те, кто читают книги, всегда будут управлять теми, кто читает социальные сети». Чтение кажется довольно простым процессом. Однако сложность деятельности чтения определяется не скоростью считывания слов в единицу времени, а умением читателя понять авторский замысел книги, ухватить не всегда очевидные скрытые смыслы, оценить степень и глубину содержания. «Плохое чтение, – писал В.А. Сухомлинский, – как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно».

Попробуйте понять фразу классика отечественной психологии С.Я. Рубинштейна: «Понятное, не будучи понятым в процессе какой-либо деятельности понимания, является не понятным, а банальным, не заслуживающим того, чтобы быть понятым».

🧠 О психологии читателя (всего два примера)

  • Великий Гёте писал: «Люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все еще не могу сказать, что вполне достиг цели»
  • Горький А.М. в автобиографической трилогии отмечает: «Читая, я чувствовал себя здоровее, сильнее, работал споро и ловко. Лишенный книг, я стал вялым, ленивым, меня начала одолевать незнакомая мне раньше болезненная забывчивость»

📚 О психологии чтения (или информация к размышлению)

  • Чтение текстов – трудная задача
  • Чтобы глубоко понять содержательный текст, его нужно прочитать много раз
  • Текст, который сразу понятен, не содержит ничего нового
  • Для развития умений понимать научные, учебные и другие тексты, необходимо изучать книги, содержащие знание о знании

📢 Активному чтению мешает (метка для памяти):

  • Трусость мышления – боязнь новых имён, понятий, терминов
  • Пассивность мышления – надежда на то, что материал сам «пробьет дорогу» в ум и память
  • Неэкономичность мышления – отсутствие сознательных усилий для сортировки информации, потребление всего, что встречается на информационном пути
  • Не технологичность мышления – отсутствие усилий целенаправленно менять структуру текста и делать его удобным для усвоения

Пять этапов работы с текстом (коуч рекомендует)

  1. Ориентировка в содержании (стоит ли тратить время)
  2. Структурирование или выделение главного
  3. Переструктурирование (создание «текста для себя»)
  4. Свёртка содержания (шпаргалка)
  5. Актуализация («искусство говорить» на заданную тему»)

🌱 Для чего нам читать?

Чтобы в меру своего понимания как можно глубже познать законы мироздания, узнать психологию человека, изучить самого себя и вовремя обнаружить скрытые мотивы управления со стороны тех, кто читает чуть больше, чем мы. В этом и состоит диалектика понимания смыслов прочитанного. А теперь вернёмся к аксиоме С.Я. Рубинштейна и расшифруем её содержание: если в процессе чтения этого текста мне все понятно, то эта банальная вещь недостойна того, чтобы я тратил на нее время.

Позина Марина Борисовна, заведующая кафедрой Психологии факультета Педагогики и психологии Университета «Синергия»

-2