Найти в Дзене
Пушкинский музей

Бастьен-Лепаж и пленэризм

Распространение пленэра в России пришлось на 1880–1890-е годы. Это понятие, произошедшее от французской формулы en plein air — «на открытом воздухе», обозначает способ живописной работы, передающий эффекты естественного освещения. Что бы ни было теперь «сюжетом» полотна — жанровая сценка, человеческая фигура, уголок природы, — по-настоящему главным действующим лицом картины оказывается солнечный свет, пронизывающий пространство, изменяющийся под воздействием теней и соединяющий все детали в единое целое.

В русском искусстве этой поры непросто найти масштабную картину, в которой действующие лица были бы трактованы с присущей пленэру мерой живописной свежести и спонтанности. Но таким было привезенное в 1885 году Сергеем Третьяковым в Москву полотно Жюля Бастьен-Лепажа «Деревенская любовь» (1882). Для французского современника трогательная сцена робкого любовного объяснения молодых людей представала как воплощение ценностей французской нации: верности «почве», присущей простым земледельцам наивной бесхитростности искренних чувств, пробуждающихся в пору сбора урожая под надежной сенью шпиля католического храма.

В России картина имела успех у молодого поколения: художники-москвичи увидели в ней прежде всего то, чего недоставало отечественной школе. Михаил Нестеров усмотрел в ее авторе настоящего «славянина» и высказал пожелание, чтобы молодые люди, вступающие в брак, созерцали ее в качестве напутствия, а Серов признавался, что ходит смотреть на полотно Бастьен-Лепажа каждое воскресенье. Существенно позже ученик Репина Михаил Иванов написал явно восходящую к французскому прототипу картину «Ответа жду» (1900), отразившую поиски молодежи, стремящейся сохранить реалистический язык и остаться при этом современной.

🖼Жюль Бастьен-Лепаж «Деревенская любовь» (1882). Пушкинский Музей.

🖼Михаил Иванов. «Ответа жду» (1900). Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера».

Сейчас картины можно увидеть на нашей выставке «После импрессионизма...».

🎫Билеты на выставку