Найти в Дзене
Frequent Flyers

Почему бизнес-джеты летают выше, чем рейсовые самолёты

Частные самолёты летают обычно выше, чем обычные пассажирские самолёты – кроме Ту-144 и «Конкорда», конечно. Некоторые пассажиры бизнес-джетов даже думают, что это сделано в первую очередь для ощущения какого-то превосходства перед простолюдинами на регулярных рейсах, но это самое бредовое объяснение, которое только можно было бы придумать.

На самом деле бизнес-джеты летают так высоко, потому что… могут. У большинства обычных пассажирских лайнеров практический потолок составляет 13 100 метров или 43 000 футов. А современные бизнес-джеты – например, Dassault Falcon 8X, Bombardier Global 7500 и Gulfstrean G700 могут летать на высоте до 15 500 м (51 000 футов). Всё благодаря тяговооружённости: двигатели у бизнес-джетов достаточно мощные для таких маленьких и лёгких машин, «обычному» же самолёту так высоко не подняться из-за слишком разреженного воздуха – подъёмной силы крыла при имеющейся тяге двигателей недостаточно.

  📷
📷

На больших высотах сопротивление воздуха меньше, поэтому бизнес-джет летит быстрее: скорость на эшелоне достигает 0,9 Маха против примерно 0,8 у «обычных» самолётов. И топлива при этом расходует меньше.

Ещё одно преимущество: свободное воздушное пространство. Бизнес-джетов гораздо меньше, чем «обычных» самолётов, так что они на своих высотах гораздо свободнее в плане выбора маршрутов и могут летать практически по ортодромии, то есть, по кратчайшему пути. Опять же, грозы и другие погодные неприятности обычно находятся ниже и их не надо обходить. Турбулентность, кстати, на высоких эшелонах тоже встречается реже.

  📷
📷

Наконец, наземные предполётные процедуры занимают для пассажиров считанные минуты. В итоге за счёт сочетания всех факторов пассажир бизнес-джета экономит за перелёт несколько часов своего времени, а оно у таких людей стоит очень дорого.

Проблема только одна: разгерметизация кабины на таких высотах гораздо опаснее. Так, на эшелоне FL450 (45 000 футов, 13 700 м) из-за недостатка кислорода при разгерметизации вы потеряете сознание через 9-15 секунд. А на FL350 (10 600 м) только через минуту. Для сравнения, на FL300 (9 100 м) у вас будет две минуты. Поэтому большинство бизнес-джетов летают в районе FL410 (12 500 м): тут и преимущества большей высоты сохраняются, и безопасность выше.

  📷
📷