Найти в Дзене

Вечны ли адские муки и райское блаженство?

Оглавление

Все задумываются над тем, что нас ждет после смерти и как мы сами влияем на нашу посмертную участь. В этой статье, обращаясь к мнениям святых отцов и современных священников, мы рассмотрим вопросы, связанные с вечностью адских мук и райского блаженства. Например, справедливо ли вечное наказание за временные прегрешения? Может ли Благой Бог наказывать навечно? Почему Бог допускает вечные страдания и страдания вообще? Почему существует ад?

Вечны ли адские муки?

Да, Господь неоднократно говорит об этом однозначно: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: “идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его”» (Мф. 25:41, также см. Мф. 25:46, Мк. 9:43, Откр. 14:11).

Иеромонах Иов (Гумеров): «Недоумение по поводу вечности ада вновь обнаруживает узко-юридическое понимание вопроса. Ад вечен не потому, что так желает Божественное Правосудие, а потому что сросшаяся с грехом душа остается такой навсегда».

Может ли Бог наказывать навечно?

-2

Прп. Варсонофий Оптинский: «В настоящее время не только среди мирян, но и среди молодого духовенства начинает распространяться такое убеждение: вечные муки несовместимы с беспредельным милосердием Божиим, следовательно, муки не вечны. <...> Неизлечимая телесная болезнь кончается смертью, но как может окончиться душевная болезнь, когда для души нет смерти?»

Безусловно, если думать, что причина вечных наказаний и мучений – Бог, то действительно это не Бог Библии. Господь желает каждому грешнику обратиться от своих дел, прийти к покаянию и жить (см. Иез. 33:11, 2 Пет. 3:9). Христос умер за всех (см. 2 Кор. 5:15) и за грехи всего мира (см. 1 Ин. 2:2). Потому ошибочно полагать, что Бог будет мучителем тех, за кого Он пролил Свою Кровь, кому Он желает Спасения и предлагает его.

Исповедание Православной Веры Иерусалимского Собора 1672 г.: «Мы знаем, что Божество не искушается злом (Иак. 1:13), равно желает спасения всем, поскольку у Него нет места лицеприятию. Мы исповедуем, что для тех, кто по своему собственному злому выбору и нераскаянному сердцу стал сосудом скверны, по справедливости оставлено осуждение. Мы никогда не скажем, что Бог, Который говорит нам, что радость бывает на небесах об одном грешнике кающемся (Лк. 15:7), есть причина вечного наказания и мучений, [что означало бы, что Он полон] жестокости и ненависти к человеку».

Бог не будет наказывать. Совесть сама будет обличать человека и служить наказанием.

Справедливо ли вечное наказание за временные грехи?

Никто не укоряет человеческий суд в несправедливости за то, что он дает наказания, значительно превосходящие по длительности преступления. Например, убийство могло совершиться мгновенно, но наказание может длиться всю оставшуюся жизнь.

Но действительно справедливым Суд Божий не назовешь. Суд человеческий наказывает за поступки. Если бы  так же определял возмездие Божий Суд, то, как отмечал свт. Иоанн Златоуст, мы сразу были бы осуждены. Но Господь будет рассматривать и сердца людей. И поэтому, если человек при жизни хотя и оступался, но слушался голоса своей совести, верил Богу, желал быть расположенным к добру, то он может быть оправдан на Суде. А если человек сам всю свою сознательную жизнь стремился к злу и жил грехом, то в чем несправедлива та вечность, на которую он сам себя обрек своими поступками и волей? Почему должен получить Божий дар тот, кто всю жизнь его отвергал?

Свт. Иоанн Златоуст: «Грехи судятся не по времени, а по самому существу преступлений»

-3

Священник Валерий Духанин: «Важно понять, что вечные муки – не кара разгневанного Божества, а итог внутреннего самоопределения человека».

Почему Бог не предотвратил, но допустил страдания?

Бог дал человеку свой Образ, неотъемлемая часть которого – свободная воля. Страдания и зло вошли в мир через человека. Если бы Бог каждый раз предотвращал человека от совершения того, что Ему не угодно, то свободной волю человека уже было бы  не назвать.

Протоиерей Игорь Шумилов: «Есть хороший анекдот, который дает, на мой взгляд, исчерпывающий ответ на этот вопрос.

Люди просят священника освятить квартиру:

– Батюшка, только вы нам ее как следует освятите, очень хорошо, чтобы прямо все-все плохое из нее ушло.

– Прямо все-все плохое? – переспрашивает батюшка.

– Да, чтобы ничего плохого не осталось.

– Это можно! – отвечает священник, – но сами-то вы тогда где жить будете?»

-4

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Можно ли всем спастись?

Нет. Писание ясно называет критерии для Спасения и говорит, без чего оно невозможно: деятельная вера и ее исповедание (см. Ин. 3:16-18, Деян. 16:31, Рим. 10:9-10, Иак. 2:17), покаяние (см. Лк. 15:7), Крещение (см. Ин. 3:5, Мк. 16:16), участие в Евхаристии (см. Ин. 6:53-54).

Если человек умрет без веры, покаяния и участия в Таинствах, то как ему спастись? Неужели Господь лжет, когда говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:3)?

Свящ. Валерий Духанин: «Если душа привыкла только к плотским страстным чувствам, к примитивной наживе и самолюбию, то как она будет принята в Рай, куда входят лишь те, кто еще на земле обучился чувствам духовным? Душа, которая всю жизнь приучала себя только к плотским наслаждениям, которая закостенела в гордости, злобе и зависти, окажется неспособной к благам вечной Небесной жизни, эти блага будут непонятны для нее и чужды, а она совсем непригодна для Рая».

К.С. Льюис: «Я заплатил бы любую цену за право сказать: “Все спасутся”, но разум спрашивает меня: “По своей воле или насильно?”. Я отвечаю: “Насильно” и впадаю в противоречие – может ли высший акт воли – предание себя Богу – совершаться так? Я отвечаю: “По своей”, – и разум мне возражает: “А если кто-нибудь не захочет?”

Гибель человека не в приговоре ему, а в том, что он остается таким, как есть. Погибшие души “отвергают все, кроме себя”»

Могут ли строки Писания, говорящие о вечности адских мук, быть написаны в педагогических целях?

Любое сознательное искажение правды – ложь. Бог – источник правды, а не лжи. Говорить так – это то же, что называть Бога лжецом.

Свт. Иоанн Златоуст: «Диавол для того убеждает некоторых думать, что нет геенны, чтобы ввергнуть в нее. Напротив, Бог угрожает геенною и ее приготовил, чтобы мы, зная о ней, так жили, чтобы не впасть в геенну».

Возможно ли Спасение после претерпевания мук в аду?

После Страшного Суда никакое изменение состояния не станет возможным – будет только вечность. В данном случае, вечность наказания или блаженства – скорее вечность в плане качественного, а не временного состояния души, синоним неизменности, так как времени уже не будет (см. Откр. 10:6). К чему человек к концу своей жизни пришел сам, с тем он и останется.

Архим. Рафаил (Карелин): «[Теории о возможности спасения после смерти отрицают] самое главное для посмертной встречи со Спасителем и вечного соединения с Ним – веру, как свободный выбор, как волевой акт, как необходимость для нравственного определения своей личности, веру в Христа – Искупителя и Спасителя <…>, без которой не может быть истинной любви к Богу. <…>[В аду] неверующий из области незнания и неведения делает прыжок в область очевидности, где встречается с Христом в Его Божественной славе. Человек  здесь детерминизирован самой очевидностью; возможность веры и неверия отнята. Поэтому нравственное отношение его к Богу уже невозможно, а без этого невозможен внутренний союз. Человек, соединивший при жизни свою душу с кумирами собственных страстей и мировоззренческой ложью (а всякая ложь от демона), не может войти в единство со Всесвятым».

Некоторые св. отцы говорят о возможности некоего посмертного крещения огнем, но оно, однако, не будет спасительным. Это некое последнее средство для ограничения греха.

Можно ли облегчить участь отшедших душ до Суда?

Души усопших находятся в ожидании Суда и пребывают в несовершенных, по причине разлучения с телом, состояниях. В зависимости от их веры и дел во время земной жизни одни испытывают радость и облегчение, а другие печаль и тяжесть. Последним, по учению Церкви, если они не успели принести плоды покаяния, можно помочь и даже освободить их от этой печали молитвами и добрыми делами, совершенными ради них. В особенности поминовением на литургии.

Прав. Иоанн Кронштадский: «Время и место для действия благодати — только здесь: после смерти — только молитвы Церкви и то на раскаянных грешников могут действовать, на тех, у которых есть приемлемость в душах, свет добрых дел, унесенный ими из этой жизни, к которому может привиться благодать Божия или благодатные молитвы Церкви».

-5

Вечно ли райское блаженство?

Да. Это краеугольный камень христианского упования. Христос неоднократно говорил о том, что это будет жизнь вечная, непрекращающаяся и непреложная, неразрушимая: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей» (Ин. 10:27-28, также см. Ин. 3:16, 1 Фес. 4:17, Мф. 25:46, Ин. 6:40, Ин. 17:3, 1 Пет. 1:3-4).

*   *   *

Бог ада не создавал, но при сотворении человека сразу вселил его в райский сад. Как вошли в мир грех, смерть и зло? Через человека. Вместе с этим и ад. Если бы человек сам своей волей не направлялся вниз, то и ада никакого бы не было. Как Царство Божие «неприметно» и «внутрь нас есть» (см. Лк. 17:20-21), так и его противоположность. Поэтому отцы и говорят, что душа после смерти разделяется с телом и от этого мучится, но качественно в ней ничего не меняется. Посеял в душе ад – пожинай.

Когда человек стремится к аду, то действует лишь его воля. Но когда он стремится к Царствию, тогда воля человека совпадает с волей Божией. И Господь никогда не оставит, но будет укреплять того, кто искренне хочет быть с Ним. Бог для Спасения человека делает даже больше, чем может сделать сам человек. И именно по причине любви к человеку и ради его Спасения Он пришел и отдал Себя в жертву: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Прот. Димитрий Смирнов: «“Никакого ада нет!” – Ну как же нет, когда ты живешь в аду? Не веришь? Ну подойди к зеркалу, посмотри на свою мрачную рожу! Разве может венец творения, высшее создание Божие иметь такую мрачную харю? Почему тебе так плохо? Если ты вообще такой умный, такой прямо весь свободный, тебе вот на все начхать, ты сам все знаешь… Что же у тебя такая рожа-то несчастная? Потому что ты в аду, сынок! В аду! Ты не знаешь радости! Ты мертв! Тебе тяжело, тебе противно, тебя все мучает, тебя все раздражает. Люди, мухи… Тебя раздражает жара, тебя раздражает дождь, тебя раздражают политики, тебя все, что есть, раздражает и мучает. Тебя мучают папа, мама, дедушка, бабушка, соседи. <...> Всё тебе тяжело, противно, тебя ничего не радует. Даже соловьи тебе спать мешают. Потому что ты хочешь от этого куда-то уйти, куда-то… где-то уснуть… в чем-то забыться, нажраться, наколоться, уснуть, уйти от этого. Почему? Ну потому, что ты в аду! Тебе не надо никуда попадать — в рай, в ад… Ты уже, голубчик, давно в аду, из которого выход только один — к Богу

-6

Вопросы, связанные с Божественным правосудием и конечной  участью человека, всегда были в центре внимания не только богословов и философов, но и простых людей. Земная жизнь человека полна испытаний, многократно он стоит перед выбором и необходимостью принимать решение. Но самое главное решение и самый важный выбор, который должен сделать человек за свою земную жизнь – быть с Богом или без Него. Соответственно с этим он и проведет вечность: с Богом или без Него.

-7

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ