Человек в шляпе возвращается. И на этот раз он приведет своего отца.
Третья часть культовой франшизы Стивена Спилберга. Динамичная, захватывающая, трюковая, познавательная, юморная и невероятно зрелищная. «Крестовый поход», на мой взгляд, не уступает ни «Искателям потерянного Ковчега», ни «Храму Судьбы», а в каких-то аспектах даже посильнее. Надо сказать, что создателям картины удалось практически невозможное — и приквел, и сиквел полностью избежали вторичности.
Каждая часть хороша по-своему, каждый фильм является логически завершенным и не требующим продолжения — фактически, это три самостоятельные картины, объединенные одним героем и манерой повествования. И, тем не менее, только вместе они образуют легендарную трилогию, без которой просто невозможно представить приключенческий кинематограф.
Великолепное интро в лучших традициях «Индианы Джонса», переносящее зрителя на 26 лет назад от событий фильма: опять таинственная пещера, опять охота за древней реликвией и опять невероятно изобретательный экшн. Зритель наконец-то узнает, почему Инди так ненавидит змей и откуда у легендарного героя появилась его знаменитая шляпа, куртка, кнут и шрам на подбородке. Ривер Феникс мимически отлично сыграл молодого Индиану, не говоря про внешнее сходство с молодым Фордом, а сама тема похождений знаменитых героев в молодости получила колоссальное развитие (те же «Хроники молодого Индианы Джонса»).
Опять бешеный темп действия, опять жаркие погони на всевозможных видах транспорта: на машинах, мотоциклах, самолетах, кораблях, моторных лодках, лошадях и даже на танке! А еще здесь будут чаша, из которой пил Иисус и автограф Адольфа Гитлера! Опять отличный юмор, всевозможные ловушки, опять старые знакомые нацисты в роли антагонистов, опять старые добрые друзья (Саллах и Маркус) и опять, как и полагается сказке, все заканчивается хорошо.
Больше всего хочется отметить в картине блистательный, органичный, контрастный и очень комичный тандем Харрисона Форда и Шона Коннери. Замечательный самоироничный дуэт! Отец — книжный червь, рассеянный, безобидный, обаятельный профессор, всю свою жизнь просидевший в библиотеке и сын — не менее обаятельный раздолбай-авантюрист с вечно небритой физиономией и неистребимой тягой к приключениям, о которых его отец читал только в книжках. А какие из них получились горе-любовники. Безусловно, это одна из лучших работ у обоих актеров.
Визуальная концепция и техническая сторона картины, как всегда, на высоте: прекрасная операторская работа, хорошие декорации и натура, отличный звук и монтаж звука, неплохие визуальные эффекты, хотя и уступающие предшественникам. Отдельно можно отметить претерпевший некоторые изменения и ставший еще лучше легендарный саундтрек Джона Уильямса.
Повествование в триквеле, как и в предыдущих картинах, лишено серьезности и не отличается правдоподобностью, а жанр картины из приключенческой комедии плавно перекочевал в жанр комедии положений с элементами приключений. Это один из самых увлекательных, зрелищных и качественных приключенческих фильмов, а отправляющиеся в финальный закат четыре персонажа так же прекрасны, как любовь зрителей во всем мире и общие сборы трилогии более, чем в 1 млрд $. Отличное завершение культовой франшизы, ибо четвертый фильм я ни под каким соусом не воспринимаю – аутентичный Индиана Джонс для меня остался трилогией
8 из 10