Найти в Дзене

Методы опроса в библиотерапевтических исследованиях

Что дает метод опроса? В каких случаях применяется? Какие ограничения
есть у этого популярного метода исследования. Как определить компетентность опрашиваемых? Иногда ответы на этот и другие вопросы можно найти в художественной литературе. Яркий пример применения метода опроса приведен в романе В.Пикуля "Честь имею". Начальник Академии Генерального штаба Михневич решает провести официальный опрос офицеров и генералов с военно-академическом образованием о причинах неудач в войне с Японией. Что получилось? Генералы отмолчались. Офицеры в чинах до полковника завалили гневными письмами Академию генерального штаба. В их отзывах очень четко был назван главный виновник поражений- бездарный руководитель, Куропаткин, окруживший себя такими же бездарными генералами, а также приведены другие причины, а именно: интриги, наветы, сплетни, канцелярщина, бездействие связи, пренебрежение новинками боевой техники, ограничения офицерской инициативы, плохая подготовка в боевых маневрах и незнание

Что дает метод опроса? В каких случаях применяется? Какие ограничения
есть у этого популярного метода исследования. Как определить компетентность опрашиваемых? Иногда ответы на этот и другие вопросы можно найти в художественной литературе.

Яркий пример применения метода опроса приведен в романе В.Пикуля "Честь имею". Начальник Академии Генерального штаба Михневич решает провести официальный опрос офицеров и генералов с военно-академическом образованием о причинах неудач в войне с Японией.

Что получилось? Генералы отмолчались. Офицеры в чинах до полковника завалили гневными письмами Академию генерального штаба. В их отзывах очень четко был назван главный виновник поражений- бездарный руководитель, Куропаткин, окруживший себя такими же бездарными генералами, а также приведены другие причины, а именно: интриги, наветы, сплетни, канцелярщина, бездействие связи, пренебрежение новинками боевой техники, ограничения офицерской инициативы, плохая подготовка в боевых маневрах и незнание психологии солдата. И выводы из этого - необходимость проведения реформ политических и военных.

-2

Итак, опрос – это метод, или точнее группа методов сбора первичной эмпирической информации о субъективном мире людей, их склонностей, мотивов деятельности, мнениях.

Методы опроса представляют собой письменные или устные, непосредственные или опосредованные обращения исследователя к респондентам с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает отдельные стороны изучаемой проблемы.

К методам опроса, как правило, обращаются в тех случаях, когда в качестве основного источника получения эмпирических данных являются люди, информированные об изучаемых явлениях, процессах, фактах. Поэтому, основное предназначение методов опроса – получение сведений о событиях, фактах через мнение респондентов и выявление мнений, оценок, предпочтений опрашиваемых. Исследовательские возможности опроса ориентированы, в первую очередь, на изучение сферы общественного сознания. При изучении общественного мнения методы опроса становятся основными научными методами исследования. Опрос позволяет также мысленно моделировать необходимые для исследователя ситуации. Опрос широко применяется практически во всех гуманитарных отраслях знания. Это связано, в первую очередь, с тем обстоятельством, что информация, полученная от респондентов, зачастую гораздо богаче, чем полученная с помощью других методов (к примеру, анализа документов). Опрос позволяет получить нужную для исследователя информацию сравнительно дешевле и быстрее, а также быстро и легко ее обработать. Следует помнить, что методы опроса ориентированы преимущественно на выявление мнений, а не на объективный анализ ситуации.

Чрезвычайно важной является правильная организация опроса. Необходимо помнить, что опрос должен отвечать строгим научным правилам и предписаниям механизма действия метода, и, вместе с тем, учитывать, что источником информации являются обычные люди, склонные к субъективизму, недооценке или переоценке фактов, явлений и своей роли в изучаемой ситуации, разной степени информированности в изучаемой проблеме. Поэтому чрезвычайно важно предусмотреть случаи искажения информации, формализма в проведении опроса и других возможных ошибок при разработке инструментария исследования, определении объема выборки, планирования времени и места проведения опроса. Специфика опроса заключается в том, что реализуется познавательное взаимодействие двух различных уровней общественного сознания: научного ( исследователь как носитель научного сознания) и обыденного, житейского ( респондент как носитель обыденного сознания).

К основным элементам опроса относятся: вопросник (анкеты или интервью), респондент (интервьюируемый как носитель информации, определение генеральной совокупности и объема выборки, требования репрезентативности, формулировка гипотезы, таблицы и матрицы обработки полученной эмпирической информации.

Очень важный элемент - уровень компетентности опрашиваемых. Встречаются две ситуации. Собеседник компетентен, но по каким-то причинам уклоняется от общения. Собеседник настроен на общение, но мало сведущ в вопросе, с которым к нему обращаются. Как раз именно такая ситуация описана в романе В.Пикуля.

Опрос подразделяется на несколько групп методов: письменные

( анкетирование, тестирование,социометрия, опрос экспертов) и устные

( интервьюирование, экспресс-опрос, опрос экспертов).

Основными достоинствами опроса являются : разносторонняя подробная информация; оперативный и дешевый способ получения информации; легкость в обработке информации.

Недостатки методов опроса: субъективность полученной информации, переоценка информации значения некоторых фактов или явлений, своей роли в них; искажение информации при методических ошибках при составлении инструментария, определении выборки, интерпретации данных; некомпетентность респондентов.

В частности, в библиотерапевтическом исследовании нельзя полагаться только на методы опроса, к которым чаще всего прибегают исследователи.

Рисунок Натальи Баевой, фото автора канала.