Найти тему

"451 градус по Фаренгейту" Рэя Брэдбери.

Бороздя просторы интернета, я недавно с удивлением обнаружила, что у романа Рэя Брэдбери "451 градус по Фаренгейту" имеются две экранизации, 1966 и 2018 гг. Даже не представляю, как можно экранизировать такое философское произведение, не утратив его внутреннюю сущность. Так что киноверсии смотреть не планирую, а вот о романе поговорить интересно.

Когда-то очень давно, лет 30 назад, я прочитала его впервые (нужно было по программе филфака). И ничего не поняла. Вернее, не восприняла. Конечно же, был прочитан и разбор, анализ книги, но не тронуло, не отозвалось. И я думаю, что два фактора были тому причиной: моя молодость и еще не до такой степени, как сейчас, похожая на книгу, социальная жизнь -- наша реальность.

Иллюстрация к роману. Из открытых источников.
Иллюстрация к роману. Из открытых источников.

И вот где-то год назад я прочитала роман вновь. Это был шок! Это же почти наша реальность. Гиперболизированная, конечно, но такая знакомая -- до жути. То, что было написано Брэдбери как антиутопия в 1953 году, сейчас почти воплотилось по сути.

И в сегодняшнем дне история уже не показалась мне скучной и фантастичной, как много лет назад. Она очень даже человечная. О чем же? Она о многом, но для меня, прежде всего -- о деградации общества. В погоне за легкой жизнью, ежеминутными удовольствиями, мы все больше "механизируемся", духовные качества "покрываются пылью" и устаревают. Парадокс: технический прогресс приводит к регрессу морально-этических ценностей.

О сюжете. Думаю, очень многие с ним знакомы, ведь этот роман -- один из самых читаемых и обсуждаемых в мире по сей день. Но, для тех, кто не читал или уже подзабыл. 451 градус по Фаренгейту -- температура самовоспламенения бумаги. Это не совсем точно, но Брэдбери имел в виду именно этот факт. И главный герой -- Гай Монтэг -- пожарный, но не в том смысле, который пока еще мы вкладываем в это слово, а как раз наоборот. Пожарные в романе занимаются сжиганием книг, а заодно и домов тех, кто смеет хранить их тайно. Книга в этом обществе -- вещь запрещенная, ведь она заставляет переживать, размышлять, делать выводы. А как раз это и не нужно обществу счастливых пустоголовых. Книги заменили всевозможные развлечения, которые не заставляют мыслить, но помогают выплеснуть адреналин.

"451 градус по Фаренгейту". Кадр из фильма. Из открытых источников.
"451 градус по Фаренгейту". Кадр из фильма. Из открытых источников.

Гай любит свою работу, но его постоянно преследует любопытство: что же в книгах такого, что заставляет людей читающих так рисковать. И он потихоньку забирает на "пожарах" книги и приносит домой. Толчком к размышлениям Гая и сомнениям в своей работе становится встреча с молодой соседкой Клариссой, не похожей на увлеченных телевидением знакомых женщин, проводящих все дни с "говорящими стенами", читающих глупые комиксы и отстранившихся даже от воспитания детей. В Клариссе Гай видит интересного человека, который далек от всей этой постоянной "развлекухи", которой поглощены и мужчины, и женщины. Значит, жизнь может быть другой, не менее увлекательной, но с другими ценностями. Гай пытается найти ответы на свои вопросы в хранящихся у него книгах, но многого не понимает, так как сложно научиться ЧИТАТЬ, когда целую вечность не занимался этим.

"451 градус по Фаренгейту". Кадр из фильма. Из открытых источников.
"451 градус по Фаренгейту". Кадр из фильма. Из открытых источников.

Начальник Монтэга Битти строго следит за душевным состоянием своих подчиненных, так как соблазн заглянуть в уничтожаемые книги -- явление нередкое. И он начинает подозревать Гая, пытается "промыть" ему мозги. Раздираемый сомнениями, герой обращается к бывшему профессору английского Фаберу, с которым его пути однажды пересеклись. Он хочет понять то, о чем читает ( а читает он Библию). Мужчины договариваются о дальнейших встречах и о связи.

А на Монтэга уже донесли. И ему предстоит в качестве пожарного сжечь свой собственный дом. Что он и делает. Но за ним теперь зорко следит робот-убийца -- электрический пес, который способен взять след где угодно. Гай уничтожает Битти и пса, оглушает напарников и превращается в беглеца. Его ищут, преследуют, и новый электрический пес уже идет по его следу. Только река помогает герою оторваться от преследования. Выйдя на берег, он встречает людей, ушедших из города, живущих на природе и хранящих в своих головах лучшие книги человечества. Гай присоединяется к ним. В его памяти-библиотеке теперь хранится часть Библии.

Я не буду говорить о финале, но это как раз то, от чего человечество стоит сейчас в паре шагов. Удивительно, как в далеком 1953 году Брэдбери предвидел все пороки нашего общества, неуклонно ведущие к его гибели. Книга "застревает" в голове, как игла. После повторного прочтения я долго думала о ней, мысли постоянно возвращались к ее сюжету и к нашей действительности, когда люди перестали читать, подсели на пустые шоу и мелодрамы, бессмысленные ролики в интернете и примитивную музыку с парой повторяющихся слов, когда лексика стала примитивных набором слов Эллочки-людоедки и мата.

Люди не должны забывать, что на земле им отведено очень небольшое место, что они живут в окружении природы, которая легко может взять обратно всё, что дала человеку. Ей ничего не стоит смести нас с лица земли своим дыханием или затопить нас водами океана – просто чтобы ещё раз напомнить человеку, что он не так всемогущ, как думает. Если мы не будем постоянно ощущать её рядом с собой в ночи, мы позабудем, какой она может быть грозной и могущественной. И тогда в один прекрасный день она придёт и поглотит нас. (с)

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

Очень сильное произведение. Именно о таких говорят: "рукописи не горят" ( при какой температуре их не жги)!

Друзья мои, предлагаю обсудить роман. Какие чувства и мысли возникли у вас после прочтения? Может быть, вы видели экранизации? Или видели спектакли по роману ( в России есть такие постановки)? Поделитесь впечатлениями!

Поднимите пальчик в поддержку канала. Подписывайтесь -- поговорим о разном.