Найти тему
ВТБ Страна

Из России с любовью: 5 фильмов, которые прославились за рубежом

Оглавление

В этом году исполнилось 65 лет с момента триумфа фильма «Летят журавли» на Каннском кинофестивале, где он получил главную награду. Вместе с командой проекта «ВТБ — России» предлагаем вспомнить отечественные фильмы 20 века, завоевавшие международное признание.

«Летят журавли»

Режиссер Михаил Калатозов, 1957 год

Награда: «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля 1958 года

Татьяна Самойлова в роли Вероники в кадре из фильма «Летят журавли» © РИА Новости
Татьяна Самойлова в роли Вероники в кадре из фильма «Летят журавли» © РИА Новости

Этот фильм покорил зрителей, критиков и профессионалов-кинематографистов не только драматическим сюжетом, но и техническим исполнением. Чтобы максимально точно изобразить разворачивающуюся на фоне войны любовную драму, оператор Сергей Урусевский разрабатывал невероятные приемы. Он летал вместе с камерой над лестничным пролетом и давал камеру в руки актрисе Татьяне Самойловой — так снята сцена, в которой ее героиня Вероника бежит по городу, чтобы броситься под поезд. Урсулевский даже изобрел круговые рельсы для камеры, с помощью которых снята смерть Бориса, героя Алексея Баталова, среди берез.

Навсегда врезаются в память и режиссерские находки Михаила Калатозова. Это и общие для всего фильма решения: например, он ни разу не показывал в кадре врага — только пули, снаряды и смерть, которую они несут. И работа с деталями — как в эпизоде, когда Вероника вырывает мальчика из-под колес автомобиля и спрашивает, как его зовут. Из-за шума зритель не слышит ответ, но по реакции героини ясно, что он поразил Веронику в самое сердце: мальчика зовут так же, как ее погибшего жениха.

Любопытный факт. В программе Каннского кинофестиваля фильм оказался благодаря 20-летнему французского студенту, который путешествовал по СССР и побывал на съемочной площадке в тот день, когда снимали знаменитую сцену с головокружительной пробежкой по лестнице. Кроме того, ему удалось посмотреть 20 уже смонтированных минут фильма. Вернувшись на родину, молодой человек связался с директором Каннского фестиваля и сообщил, что видел кино, которое должно быть в конкурсной программе. Студента звали Клод Лелуш, спустя 10 лет его собственный фильм «Мужчина и женщина» будет собирать призы в Каннах и на «Оскаре».

«Иваново детство»

Режиссер Андрей Тарковский, 1962 год

Награда: «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля 1962 года

Валентин Зубков, Евгений Жариков и Николай Бурляев (справа налево) в фильме «Иваново детство» © РИА Новости
Валентин Зубков, Евгений Жариков и Николай Бурляев (справа налево) в фильме «Иваново детство» © РИА Новости

История 12-летнего мальчика, который потерял на войне всю семью и стал разведчиком, поначалу не обещала стать шедевром. За экранизацию повести Владимира Богомолова «Иван» взялся Эдуард Абалян. Но первый отснятый материал оказался настолько слабым, что съемки остановили, а фильм передали дебютанту, 29-летнему Тарковскому: хуже уже не будет. Получилось так хорошо, что фильм до сих пор изучают в киношколах всего мира. А вот сам Тарковский, который очень критически относился и к другим, и к себе, признавался, что не считает эту работу удачной: в ней, по мнению режиссера, слишком много символов, все показано чересчур выразительно.

Любопытный факт. Этот фильм продолжает производить впечатление на кинорежиссеров и операторов. Отдавая дань уважения Тарковскому, сцены из него цитировали Джим Джармуш в «Мертвеце», Алехандро Иньярриту в «Выжившем», Ларс фон Триер в «Догвилле» и многие другие.

«Война и мир»

Режиссер Сергей Бондарчук, 1967 год

Награды: «Оскар» и «Золотой глобус» 1969 года в номинациях «Лучший фильм на иностранном языке»

Вячеслав Тихонов в роли Андрея Болконского, Людмила Савельева в роли Наташи Ростовой и Кира Головко в роли матери Наташи в фильме «Война и мир» © РИА Новости
Вячеслав Тихонов в роли Андрея Болконского, Людмила Савельева в роли Наташи Ростовой и Кира Головко в роли матери Наташи в фильме «Война и мир» © РИА Новости

Просто прочитать роман Льва Толстого от первой страницы до последней, не пропуская описаний битв и страниц, написанных на французском, — непростая задача. Режиссер Сергей Бондарчук взялся воссоздать эту вселенную на экране — и справился блестяще, хоть и пережил в процессе серьезный сердечный приступ. О том, какие усилия для этого пришлось приложить, можно снимать отдельные фильмы и сериалы. Вот лишь несколько примеров: для достоверности костюмов изготовили 200 тысяч пуговиц, а для маскировки проводов и современных зданий в кадре понадобилось 200 деревьев и 500 кустов, на съемках использовались и подлинные предметы 19 века — их предоставили 58 музеев.

Любопытный факт. Знаменитый американский кинокритик Роджер Эберт посмотрел фильм в 1969 году и не сдерживал эмоций в своей восторженной рецензии:

Статистические данные по «Войне и миру» хорошо известны, но простите меня, я с некоторым смакованием снова повторю их: фильм снимался пять лет, бюджет составил 100 миллионов долларов, в съемках приняли участие 120 тысяч актеров, каждый из которых был одет в достоверный исторический костюм, а войска Красной армии были мобилизованы для того, чтобы воссоздать сражения с Наполеоном в том самом виде, в каком (как утверждается) они и произошли. Весь цвет советской киноиндустрии работал на «Войну и мир» пять лет, и именно так она и выглядит. Вы никогда, никогда не увидите то, что могло бы с этим сравниться.


«Москва слезам не верит»

Режиссер Владимир Меньшов, 1979 год

Награда: «Оскар» 1981 года в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»

Ирина Муравьёва в роли Людмилы Свиридовой (слева) и Вера Алентова в роли Катерины Тихомировой в кадре из фильма «Москва слезам не верит» © А. Кученков, РИА Новости
Ирина Муравьёва в роли Людмилы Свиридовой (слева) и Вера Алентова в роли Катерины Тихомировой в кадре из фильма «Москва слезам не верит» © А. Кученков, РИА Новости

История о том, как Золушка становится директором завода и встречает своего принца в электричке, поначалу никого не вдохновляла. «Мосфильм» купил сценарий Валентина Черных, написанный за пару недель: нужно было что-то отправить на конкурс фильмов о Москве. Никто из режиссеров за этот сценарий браться не хотел: он казался слишком мелодраматичным и поверхностным. Владимир Меньшов тоже от текста был не в восторге, но ему понравилась одна деталь в сценарии: главная героиня заводит будильник и засыпает в статусе девушки в беде, а просыпается через 20 лет большой начальницей. Меньшов доработал сценарий, взял на главную роль свою жену Веру Алентову и снял фильм, который только в 1980 году посмотрели около 90 миллионов зрителей.

Любопытный факт. Создатели фильма не присутствовали на оскаровской церемонии — золотую статуэтку вместо них получил атташе по культуре из советского посольства в США. Владимиру Меньшову золотого человечка, о котором мечтают кинематографисты всего мира, передали только в 1988 году. До этого статуэтка хранилась в Госкино СССР.

«Утомленные солнцем»

Режиссер Никита Михалков, 1994 год

Награды: Гран-при Каннского кинофестиваля 1994 года и «Оскар» 1995 года в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»

Никита Михалков и его дочь Надя, исполнительница одной из главных ролей в фильме «Утомленные солнцем» со статуэткой «Оскара» © Н. Гнисюк, РИА Новости
Никита Михалков и его дочь Надя, исполнительница одной из главных ролей в фильме «Утомленные солнцем» со статуэткой «Оскара» © Н. Гнисюк, РИА Новости

Шумная семья комдива Котова, кажется, обречена на вечное счастье, но выясняется, что за воротами их дачи не рай, а 1936 год. Чтобы осмыслить мрачное прошлое, режиссер заливает кадр нежным светом и помещает героев в обманчивую чеховскую атмосферу. Никиту Михалкова называют актерским режиссером, имея в виду, что его главная сила — в умении объяснить актерам, что именно они должны изобразить, и получить от них задуманное. В «Утомленных солнцем» свои лучшие роли сыграли Олег Меньшиков, Ингеборга Дапкунайте, сам Михалков и его дочь Надя, которой тогда было семь лет.

Любопытный факт. Гран-при — вторая по значимости награда Каннского кинофестиваля. Главный приз в Каннах у Михалкова увел Квентин Тарантино: «Золотой пальмовой ветвью» жюри во главе с Клинтом Иствудом наградило фильм «Криминальное чтиво».