Ранним утром 17 мая село Дмитриевка Чуйской области, расположенное в 30 километрах от Бишкека, стало самым употребляемым топонимом в новостях, поступающих из Кыргызстана. Именно здесь в одном из жилых домов проходила операция по задержанию террориста. Причем, как выяснилось позже, в другой части этого же строения мирно спали более десяти туристов, в основном, из России, а также гражданин Беларуси и француженка. Спецназ срочно эвакуировал иностранцев, но поскольку преступник оказал сопротивление, пришлось применять не только стрелковое оружие, но и гранаты. Взрывы привели к пожару, в котором у многих соседей террориста сгорели все личные вещи, включая деньги, паспорта, ноутбуки.
Вольные путешественники
«Фергана» побеседовала с одной из пострадавших российских туристок — жительницей города Великие Луки Псковской области Еленой Гавриловой. Она рассказала, что со своим молодым человеком Михаилом Захаровым ведет трэвел-шоу на YouTube под названием «Существует способ». Для съемок нового контента пара путешествовала на своей машине по Центральной Азии и 12 мая въехала в Кыргызстан.
«Мы поселились в Доме вольных путешественников — жилье, которое в разных странах мира арендуют члены интернет-сообщества “Академия вольных путешественников” и куда приглашают тех, кто бывает в этих краях и ищет перевалочный пункт. Здесь можно отдохнуть, привести себя в порядок и поделиться с единомышленниками туристским опытом, — рассказала Елена. — В Дмитриевке девушка по имени Марья Андреева сняла половину дома примерно месяц назад. Мы решили остановиться в этом месте, так как от него удобно добираться до Иссык-Куля и других достопримечательностей».
По словам нашей собеседницы, здесь проживали люди с разной историей пребывания в Кыргызстане: кто-то находился в стране уже больше месяца, кто-то — несколько недель, а некоторые туристы заехали буквально вчера. Сами же Елена и Михаил планировали провести в этой центральноазиатской республике не более пары недель, а в Доме вольных путешественников — лишь два дня. Россияне успели посетить некоторые природные локации вблизи Бишкека, например, Ыссык-Ату и Чункурчак. В планах была поездка на озеро Иссык-Куль и восхождение на горы.
Но карты спутала поломка автомобиля, из-за чего, собственно, ребятам и пришлось задержаться в Дмитриевке дольше и стать невольными очевидцами спецоперации по захвату особо опасного преступника.
Елена добавила, что постояльцы знали о существовании другой половины дома, но никто не видел соседей. Да и Марья была в той части строения всего раз, когда сверяла показания счетчиков.
«Вечером 16 мая мы сидели и ели блины, привычно разговаривали о путешествиях. После полуночи все разбрелись по своим комнатам, четверо ушли спать в палатки во дворе. Всего в ту ночь нас было тринадцать человек», — вспоминает россиянка.
Особо опасный сосед
Следующее утро началось для вольных путешественников со стука в дверь, разделяющей части дома, ругани, хлопков и битья стекол. Елена рассказывает, что в голове пронеслась мысль «может быть, соседи утроили пьяный дебош». Россиянка по привычке посмотрела в мобильный телефон, чтобы узнать время — 05:43.
«Миша резко оделся и пошел проверить, что происходит. Через мгновение я понимаю, что это не хлопки, а выстрелы. Слышу, как кто-то громко кричит “быстро выходим, пригнитесь”, — вспоминает о начале тревожного дня туристка. — Выбегая из комнаты, вижу людей в военной форме, в касках и с автоматами. Во дворе несколько человек в гражданском, но с пистолетами».
По словам Елены, с момента, как она проснулась, до того, как выбежала из дома, прошло не более 30 секунд. Она даже не успела обуться. По сути, из ценных вещей у нее остался только тот самый телефон, который россиянка взяла в руку, услышав шум.
«Сначала нас отвели в соседний двор, потом через дорогу — к местному дому культуры, затем дальше — к школе. Все это время мы слышали бесконечные потоки стрельбы. Причем в зоне опасности еще оставались туристы, которые ночевали в палатках. Мы просили милицию вывести наших людей, а минут через десять узнали, что их тоже эвакуировали с другой стороны придомовой территории», — рассказала путешественница.
Она добавила, что отдыхающие вполне могли стать заложниками преступника.
«Ребята, которые спали у двери, разделяющей дом на две половины, проснулись от того, что в дверь не просто стучат, а ломятся, и что-то говорят на кыргызском. Мы предполагаем, что это был тот самый сосед. И если бы дверь была не под замком или слишком хлипкая, что было бы дальше — можно только гадать. Ведь сосед знал, что в доме много людей, хозяйка жилья Рабия говорила ему об этом. А вот силовики, судя по всему, не ожидали, что в другой половине дома есть туристы, да еще в таком количестве», — предположила собеседница «Ферганы».
Эту гипотезу подтвердила снявшая жилплощадь в Дмитриевке Марья Андреева.
«Я выглянула из наших дверей, меня заметил милиционер, обычный мужчина в штатском с пистолетом в кобуре. Мы сообщили, что в доме около 10 человек, а за домом люди в палатках. Милиционер не знал о нашем существовании, о том, что дом разделен на две половины и что тут так много людей. Он попросил меня зайти в дом и собрать всех», — написала путешественница на своей странице во «ВКонтакте».
Однако облегчение после эвакуации на безопасное расстояние сменилось тревогой, когда иностранцы увидели, как в район операции подъезжают военные с тяжелой техникой, появился бронетранспортер, послышались оглушающие взрывы.
Как рассказывает Елена Гаврилова, в какой-то момент пришло осознание, что от дома ничего не останется, а ведь там остались все вещи — документы, деньги, техника. Все лежало рядом, но, чтобы среагировать и схватить важное, не хватило понимания ситуации и времени.
Позже от людей, идущих с места событий, туристы узнали, что там был террорист, начался пожар, а часть дома разрушена. «После этих слов меня охватил страх, я сидела и вздрагивала от каждого громкого звука», — призналась россиянка.
Примерно после десяти часов утра туристов отвезли в местный отдел внутренних дел для дачи показаний. Лишь вечером иностранцы добрались до дома в надежде, что их часть строения уцелела и можно хоть что-то спасти.
«Но сохранились лишь палатки во дворе. Все, что было в доме, превратилось в уголь. Мы остались без документов, денег, вещей, доступа к банковским картам. А также без техники для съемок и монтажа, ведь мы с Мишей ведем трэвел-блог, и это наш источник дохода», — сокрушалась Елена.
В день происшествия, 17 мая, Министерство внутренних дел Кыргызстана опубликовало краткий комментарий по ЧП, из которого следует, что в селе Дмитриевка сотрудники подразделений МВД и ГКНБ провели операцию по задержанию вооруженного террориста, который оказал активное сопротивление и был уничтожен. О двух раненых силовиках (позже эти данные подтвердил Минздрав) и об эвакуированных из опасной зоны иностранцах не было сказано ни слова.
Хождения по инстанциям
Оставшимся без жилья туристам помогли местные власти и неравнодушные жители, которые через соцсети призвали поддержать пострадавших и уже собрали для них деньги, продукты, одежду и обувь. По словам Елены Гавриловой, администрация города Канта (центр Ысык-Атинского района, в котором расположено село Дмитриевка. — Прим. «Ферганы») предоставила им общежитие, организовала горячие ужины, а продукты, из которых иностранцы готовят завтраки и обеды, приносят волонтеры.
«От силовых структур и правоохранительных органов помощи никакой не было, хотя один раз они предоставили нам транспорт, чтобы мы добрались до посольства России», — добавила наша собеседница.
Сейчас туристы обивают пороги различных инстанций, добывая необходимые справки.
«Посольство РФ может выдать нам документ о возвращении на родину, но неизвестно, кто в таком случае возместит ущерб. Кроме того, мы требуем справки из местного РОВД о произошедшем, чтобы иметь официальную “бумагу“, подтверждающую, что мы пострадали в ходе спецоперации. Ведь после прилета домой нас ожидает масса вопросов и восстановление удостоверений личности. Без справки о том, что паспорта сгорели при задержании террориста, мы вряд ли сможем без проблем получить новые документы и тем более добиться компенсации», — посетовала Елена.
Россиянка рассказала, что сотрудники консульства РФ направили в Министерство иностранных дел Кыргызстана ноту по поводу компенсации, но сам документ очевидцам ЧП никто не показывал.
«Поэтому мы самостоятельно составляем соответствующие обращения в МИД Кыргызстана, ОВД Чуйской области, президенту республики и в Госкомитет национальной безопасности, — сообщила Гаврилова. — Также мы пишем в прокуратуру, чтобы надзорное ведомство разъяснило статус происшествия и дало оценку действиям силовиков. Ведь спецоперация — это что-то спланированное, подготовленное. А здесь получается, что все село, его администрация, соседи знали о туристах, занимающих половину дома, а военные и правоохранители — нет. По крайней мере, эвакуировали нас в самый последний момент».
Открытым остается вопрос не только с возмещением ущерба, но и со сроками возвращения россиян домой. По словам нашей собеседницы, YouTube-блогеры собирались приехать в Россию до 11 июня, чтобы побывать на международной встрече воздухоплавателей (мероприятия, которое пройдет в Великих Луках с 11 по 17 июня. — Прим. «Ферганы»), но теперь все планы нарушены.
«Кстати, наш автомобиль починили за счет знакомых из Кыргызстана, и даже уже отбуксировали на участок. Однако без документов мы не можем вывезти машину из страны. Так что в любом случае придется здесь ждать справок о том, что мы — пострадавшие, и об обращении в органы по утрате документов и имущества в результате происшествия. По закону, подобные просьбы рассматривают 14 дней, но чиновники обещают нам с учетом ситуации обработать запрос быстрее. Как все будет на самом деле, я не знаю», — заключила Елена.
Организатор Дома вольных путешественников под Бишкеком Марья Андреева организовала сбор средств для туристов, пострадавших в результате спецоперации кыргызстанских силовиков. Помощь можно оказать через реквизиты, указанные в этом посте во «ВКонтакте».
#Россия #Кыргызстан #Безопасность #Терроризм #Туризм #ЧП #Общество