Найти в Дзене
География для всех

Смена собственника третьей частной железной дороги в современной России

В октябре 2007 года компания «Мечел» приобрела на аукционе у ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) принадлежавшие ему 29,5 % акций ОАО «Эльгауголь» и незавершённые строительные объекты за $450 млн. «Мечел» стала владельцем контрольного пакета акций ОАО «Эльгауголь» - 68,9 %, компания купила 39,4% акций у Республики Якутия. «Эльгауголь» занимается разработкой крупнейшего в России Эльгинского месторождения коксующегося угля, его запасы оцениваются в более чем 2,2 млрд т. Эльгинское месторождение угля находится на юго-востоке Якутии, в 415 км от города Нерюнгри, где находится ближайший аэропорт, и в 300 км от Байкало-Амурской магистрали (БАМ). 30 сентября 2000 года Министерство путей сообщения России (МПС) начало строительство 315-километровой железной дороги от станции Улак на БАМе до Эльгинского месторождения угля в Якутии. Строительство велось в рамках федеральной «Программы хозяйственного освоения и развития зоны БАМа на 1998—2005 годы». 10 января 2002 года, из-за роста расходов по с

В октябре 2007 года компания «Мечел» приобрела на аукционе у ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) принадлежавшие ему 29,5 % акций ОАО «Эльгауголь» и незавершённые строительные объекты за $450 млн.

«Мечел» стала владельцем контрольного пакета акций ОАО «Эльгауголь» - 68,9 %, компания купила 39,4% акций у Республики Якутия.

«Эльгауголь» занимается разработкой крупнейшего в России Эльгинского месторождения коксующегося угля, его запасы оцениваются в более чем 2,2 млрд т.

Добыча угля на Эльгинском месторождении, 2020 год. https://static.elga.ru/insecure/fit/810/450/no/0/plain/uploads/DJI_0058_698231f03b.jpg
Добыча угля на Эльгинском месторождении, 2020 год. https://static.elga.ru/insecure/fit/810/450/no/0/plain/uploads/DJI_0058_698231f03b.jpg

Эльгинское месторождение угля находится на юго-востоке Якутии, в 415 км от города Нерюнгри, где находится ближайший аэропорт, и в 300 км от Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

30 сентября 2000 года Министерство путей сообщения России (МПС) начало строительство 315-километровой железной дороги от станции Улак на БАМе до Эльгинского месторождения угля в Якутии. Строительство велось в рамках федеральной «Программы хозяйственного освоения и развития зоны БАМа на 1998—2005 годы».

10 января 2002 года, из-за роста расходов по смете с $1 млрд. до $4 млрд., и решения правительства России о сокращении инвестиционной программы МПС с 161 до 93 млрд рублей, стройка была остановлена. Было построено около 60 км путей, 30 мостов и 120 километров притрассовой автодороги.

Частная железная дорога Улак (БАМ) - Эльга. https://sdelanounas.ru
Частная железная дорога Улак (БАМ) - Эльга. https://sdelanounas.ru

Компания «Мечел» возобновила строительство в феврале 2008 года. У компании возникли проблемы с финансированием строительства, и 2009 году оно было приостановлено. После решения финансовых проблем в 2010 году стройка была продолжена.

В 2011 году был построен рабочий посёлок Эльга, для работающих на разработке месторождения. На месторождении произведены вскрышные работы, в августе 2011 года добыли первый уголь.

В начале сентября 2011 года был сдан в эксплуатацию отрезок железнодорожного пути с 1 по 209 км, где построена перевалочная станция. Уголь, добыча которого на Эльгинском месторождении, начата в августе 2011 года, подвозился 30-тонными самосвалами Scania Р380.

30-тонный самосвал Scania Р380. https://avtomera.com/wp-content/uploads/2018/06/img_5651.jpg
30-тонный самосвал Scania Р380. https://avtomera.com/wp-content/uploads/2018/06/img_5651.jpg

В январе 2012 года было уложено "золотое звено" на станции Эльга.

В 2012 году открылось сквозное движение по построенной компанией «Мечел» 321-километровой железнодорожной ветке, которая соединила месторождение с Байкало-Амурской магистралью. Это один из крупнейших в России инфраструктурный проект такого масштаба, реализованным частным бизнесом.

Станция Эльга, 2018 год. https://dzen.ru/a/W76q94xqqwCsl_Yn?share_to=link
Станция Эльга, 2018 год. https://dzen.ru/a/W76q94xqqwCsl_Yn?share_to=link

Первая очередь Эльгинского проекта предусматривала строительство горнодобывающего предприятия со среднегодовой производительностью 11,7 млн тонн угля.

В 2014 году общая стоимость работ для достижения пропускной способности железной дороги в 12,5 млн тонн угля оценивалась в дополнительные $800 млн.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права собственности, степень готовности железнодорожного пути до Эльгинского месторождения в 2014 году составляла 91 %.

Железнодорожная линия с 2015 года эксплуатируется в режиме временной эксплуатации.

Железная дорога Улак-Эльга. https://nerulife.ru/wp-content/uploads/2022/12/qohplkg4utoz.jpg
Железная дорога Улак-Эльга. https://nerulife.ru/wp-content/uploads/2022/12/qohplkg4utoz.jpg

В декабре 2019 года глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев заявил, что «Мечел» не может активно развивать Эльгинское месторождение угля и рискует нарушить условия инвестконтракта. В 2016—2020 годы компания должна была вложить в разработку месторождения около 80 млрд руб., однако на 2019 год осуществила вложения менее чем 7 % от общего объёма.

«У компании «Мечел» пока отсутствует возможность для активного развития Эльги, в этом году добыча будет в районе 5 млн т или, к сожалению, даже меньше, хотя в 2020 году она должна была дойти до 20 млн т. По итогам прошлого года компания даже сократила добычу на 12%, до 4,3 млн т.», — заявил РБК Айсен Николаев в декабре 2019 года.
Источник: https://0031477.ru/os/elgaugol-aktsii-na-birzhe.html
Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев. https://www.eastrussia.ru/upload/resize_cache/iblock/0ed/763_528_2/tx2fn9d8x8o1e0dprnyo3tpu3cqmpd1c.jpg
Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев. https://www.eastrussia.ru/upload/resize_cache/iblock/0ed/763_528_2/tx2fn9d8x8o1e0dprnyo3tpu3cqmpd1c.jpg

20 января 2020 года наступил дедлайн, когда «Мечел» мог воспользоваться преимущественным правом на выкуп 49 % своего пакета акций ОАО «Эльгауголь» у «Газпромбанка», но так как компания не нашла деньги на сделку, то отказалась от покупки, а также решила продать свои - 51 %. После сообщений о продаже акций Эльгинского проекта, акции «Мечела» подскочили на 6 %. Соответственно выросла рыночная капитализация компании.

27 января 2020 года стало известно, что основной владелец «Мечела» Игорь Зюзин решил уступить контроль в компаниях, разрабатывающих Эльгинское угольном месторождения. Их новым владельцем может стать компания «А-Проперти» Альберта Авдоляна, стоимость актива может достигать $2 млрд.

Игорь Зюзин  - председатель совета директоров и крупнейший акционер горно-металлургического холдинга «Мечел». https://www.londonru.com/wp-content/uploads/2013/12/2f5ce2c41e26426cd363d5ceedec48d3.jpg
Игорь Зюзин - председатель совета директоров и крупнейший акционер горно-металлургического холдинга «Мечел». https://www.londonru.com/wp-content/uploads/2013/12/2f5ce2c41e26426cd363d5ceedec48d3.jpg

В разработке месторождения участвовали 3 компании: ООО «Эльга-дорога», ООО «Мечел транс восток» и ООО «Эльгауголь».

Сразу после новостей о ходатайстве «А-Проперти» в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на покупку компаний Эльгинского проекта, акции компании «Мечел» выросли ещё на 8 %.

27 февраля стало известно что ФАС дала согласие на сделку.

«ФАС России рассмотрела ходатайство общества с ограниченной ответственностью „А-Проперти“… о приобретении доли в размере 100% уставного капитала зарегистрированных на территории Российской Федерации общества с ограниченной ответственностью „Эльгауголь“,… общества с ограниченной ответственностью „Эльга-Дорога“… и общества с ограниченной ответственностью „Мечел Транс Восток“… и установила, что сделка, заявленная в ходатайстве, не приведет к ограничению конкуренции»
Источник: https://0031477.ru/os/elgaugol-aktsii-na-birzhe.html
Железная дорога Улак-Эльга. https://ysia.ru/wp-content/uploads/2018/10/40_yakutugol.jpg
Железная дорога Улак-Эльга. https://ysia.ru/wp-content/uploads/2018/10/40_yakutugol.jpg

5 марта стало известно, что «Мечел» просит за 51 % своих акций Эльгинского угольного проекта — 100 млрд рублей.

22 апреля стало известно о завершении сделки по продаже 51 % доли «Мечел» в Эльгинском проекте компании «А-Проперти» за 89 млрд рублей. Выручка от продажи акций направлена на реструктуризации долгов кредиторам — ВТБ и Газпромбанку на срок 10 лет.

Была создана Управляющая компания «ЭльгаУголь». Её гендиректором стал Александр Исаев. До этого он был членом совета директоров компаний «Сибантрацит» и «Востокуголь».

«На этом месторождении добывается твёрдый коксующийся уголь премиального качества, с очень низким содержанием серы и фосфора, сравнимый по качеству с австралийскими месторождениями. Всё это вкупе с низкими затратами на добычу и переработку, благоприятным географическим положением, экспортным потенциалом ставит Эльгинский угольный комплекс в выгодное конкурентное положение» - передал РБК через представителя гендиректор Управляющей компании «ЭльгаУголь» Александр Исаев.
Источник: https://0031477.ru/os/elgaugol-aktsii-na-birzhe.html
Гендиректор Управляющей компании «ЭльгаУголь» Александр Исаев. https://ysia.ru/wp-content/uploads/2021/04/Foto_Isaev.jpeg
Гендиректор Управляющей компании «ЭльгаУголь» Александр Исаев. https://ysia.ru/wp-content/uploads/2021/04/Foto_Isaev.jpeg

Оставшиеся 49% акций "Мечел" в Эльгинском проекте принадлежали Газпромбанку. Банк купил её в 2016 г. за 34,4 млрд руб. Компания «А-проперти» ещё за месяц до покупки акций у "Мечел" получила опцион на их выкуп за 45 млрд руб до 2025 года. Он был реализован в 2020 году.

«А-проперти» в 2020 году стала владельцем контрольного пакета акций ОАО «Эльгауголь» - 68,9%, которые с 2007 года принадлежали "Мечел"и стала 100% собственником компаний, участвовавших в разработке Эльгинского месторождения угля.

Компания «Энергогрупп» Александра Исаева получила 20% в Эльгинском проекте (пакет Авдоляна снизился до 80%). Эти акции топ-менеджер управляющей компании «ЭльгаУголь» будет оплачивать в дальнейшем из дивидендного потока, поясняла РБК представитель «А-Проперти».

В связи со сменой собственника изменили название ООО «Мечел транс восток» на ООО «Эльга-Транс» - сервисная компания, обслуживающая железную дорогу «Эльга — Улак» и обеспечивающая грузоперевозки.

Железная дорога Улак - Эльга, 2019 год. https://railway-archive.studio-petukh.ru/pictures/dop/iz02/poezdka2019magadan_187.jpg
Железная дорога Улак - Эльга, 2019 год. https://railway-archive.studio-petukh.ru/pictures/dop/iz02/poezdka2019magadan_187.jpg

После погашения оставшейся от предыдущего собственника задолженности  перед ВЭБ РФ, команда Альберта Авдоляна приступила к реализации инвестиционной программы,

Компания «А-Проперти» запланировала инвестировать в развитие проекта 130 млрд рублей до 2023 года.

В результате к 2023 году планировалось увеличить объем добычи угля с 5 до 45 млн тонн в год, расширить провозную способность железнодорожного пути «Эльга-Улак» до 30 млн тонн ежегодно и построить перевалочные мощности в акватории порта Ванино.

Железная дорога Улак-Эльга, 2019 год. https://railway-archive.studio-petukh.ru/pictures/dop/iz02/poezdka2019magadan_184.jpg
Железная дорога Улак-Эльга, 2019 год. https://railway-archive.studio-petukh.ru/pictures/dop/iz02/poezdka2019magadan_184.jpg

Компания «А-Проперти» в мае 2020 года начала модернизацию железной дороги «Эльга-Улак», которая соединяет месторождение с Байкало-Амурской магистралью.

Первый этап - до конца 2020 года, увеличение пропускной способности до 12 млн тонн угля в год.

Второй этап - до 24 млн тонн планировалось завершить одновременно с введением в эксплуатацию ГОКа в 2021 году.

Третий этап планировалось завершить к 2023 году, перевозить до 30 млн тонн ежегодно.

В 2020 году на Мысе Веселый, посёлок Заветы Ильича в Хабаровском крае, компания "А-проперти" хотела начать строительство своего порта для экспорта угля Эльгинского месторождения - "Порт Дальний".
В 2020 году на Мысе Веселый, посёлок Заветы Ильича в Хабаровском крае, компания "А-проперти" хотела начать строительство своего порта для экспорта угля Эльгинского месторождения - "Порт Дальний".

В 2020 году на Мысе Веселый, посёлок Заветы Ильича (бывший военный городок) в Советско-Гаванском районе Хабаровского края, компания "А-проперти" хотела начать строительство своего порта - "Порт Дальний", портового перевалочного комплекса мощностью до 30 млн тонн. Это универсальный перегрузочный комплекс, предназначенный для отгрузки на экспорт в страны азиатско-тихоокеанского региона (АТР) эльгинского угля, поступающего по железной дороге. Только в строительство первой очереди проекта планировалось инвестировать более 15 миллиардов рублей.

Порт проектировали по последнему слову техники, с применением самых современных средств защиты окружающей среды, исключающих, в частности, образование угольной пыли.

Проект "Порт Дальний". https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/194/63/10/1.jpg
Проект "Порт Дальний". https://cdnstatic.rg.ru/uploads/images/194/63/10/1.jpg

При проектировании "Порта Дальний" были предусмотрены минимально возможные перепады высот при перегрузках, применена установка аспирационных систем на каждой пересыпной станции со степенью очистки не менее 95%. Закрытое конвейерное оборудование, установка пыле-ветрозащитных экранов по периметру складских площадок хранения угля, использование пушек пылеподавления максимально снизит сдувание пыли с их поверхности.

Компания планировала строительство очистных сооружений для очистки поверхностных дождевых и хозяйственно-бытовых сточных вод до показателей рыбохозяйственного норматива качества.

Посёлок Заветы Ильича, Хабаровский край. https://media-cdn.sygictraveldata.com/media/1200x630/612664395a40232133447d33247d383636393132343032
Посёлок Заветы Ильича, Хабаровский край. https://media-cdn.sygictraveldata.com/media/1200x630/612664395a40232133447d33247d383636393132343032

"А-проперти" планировала вкладывать деньги не только в развитие порта, а также в социальную инфраструктуру посёлка Заветы Ильича. Довольно замусоренное побережье она хотела превратить в современную рекреационную зону — с комфортным пляжем, бассейном, спортивным комплексом, детскими площадками, обустроенными участками для пикников.

Для жителей поселка хотели создать фонд, которому безвозмездно передать 10% ООО "Порт Дальний". В соответствии с действующим законодательством ООО "Порт Дальний" будет распределять прибыль между участниками, 10% из которой будет приходиться на долю Фонда".

В сентябре 2020 года компания "А-Проперти" Альберта Авдоляна отказалась от плана строительства угольного терминала в Советско-Гаванском районе Хабаровского края. Это решение было принято, подчёркивается в письме-обращении компании, после подведения итогов соцопроса, проведенного среди жителей поселка Заветы Ильича (https://amurmedia.ru/news/999484/).

Столкновение маневрового состава и тепловоза на 317 км железной дороги Улак - Эльга 17 декабря 2020 года. Фото Российские железные дороги "РЖД" ВКонтакте 27 декабря 2020 год
Столкновение маневрового состава и тепловоза на 317 км железной дороги Улак - Эльга 17 декабря 2020 года. Фото Российские железные дороги "РЖД" ВКонтакте 27 декабря 2020 год

17 декабря 2020 года, в 00.10 ч. (время мск) при маневровой работе в погрузочном пункте на 317 километре железной дороги Улак — Эльга произошло столкновение маневрового состава и тепловоза. В результате происшествия смертельно травмирован составитель поезда и произошёл сход маневрового тепловоза с железнодорожных путей.

Тындинской транспортной прокуратурой проводилась проверка соблюдения требований законодательства о безопасности движения.

Составитель поездов Цыганков во время маневровых передвижений находился на подножке тепловоза ТЭМ2У-8383. Машинист этого тепловоза Киселёв должен был доехать до предельного столбика стрелочного перевода и остановиться. По смежному пути в это время двигался ещё один маневровый состав. Находящийся поблизости другой составитель Лагуткин, увидев движущийся тепловоз машиниста Киселёва, предупредил его по рации: «Восемьдесят третий, тише, стрелка не ваша».
Через минуту составитель Цыганков передал своему машинисту команду на остановку. Машинист команду не выполнил, продолжая движение. Составитель Лагуткин неоднократно передавал по рации команду на остановку. К передаче команды на остановку, только уже всем локомотивам, услышав переговоры по рации, присоединился и дежурный по посту централизации. Машинист Киселёв команду не выполнил, что привело к проезду предельного столбика и боковому столкновению с другим составом. Составитель Цыганков был буквально размазан о вагон.
Трагедия произошла в 00:10 московского времени, 07:10 местного. Усталость у работающих в ночную смену обычно начинает проявляться как раз под утро. Ни инфраструктура, ни подвижной состав не принадлежат ОАО «РЖД», поэтому обычного для таких случаев протокола разбора с указанием причин мы не увидим. Просто факт остаётся фактом: машинист потерял контроль над движущимся локомотивом.
https://vgudok.com/lenta/smertelnye-puti-neobshchego-polzovaniya-stolknovenie-poezdov-i-gibel-sostavitelya-novaya
10.02.2021 на 3 разъезде железной дороги Улак-Эльга столкнулись 2 поезда. https://youtu.be/Z704bEaQCkw
10.02.2021 на 3 разъезде железной дороги Улак-Эльга столкнулись 2 поезда. https://youtu.be/Z704bEaQCkw

10 февраля 2021 г. в 22:40 по местному времени (16:40 мск) на 48-м км железной дороги Улак - Эльга, из-за неправильного перевода стрелки на разъезде столкнулись порожний и груженый углём составы. Столкновение привело к сходу 4 полувагонов. В результате этой аварии не было жертв, пострадавшим оказали необходимую помощь.

Тындинская транспортная прокуратура проводила проверку соблюдения требований законодательства о безопасности движения в деятельности компании "Эльга-Транс", которая обслуживает железную дорогу (https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/664864-2-gruzovykh-poezda-stolknulis-na-zh-d-vetke-k-elginskomu-mestorozhdeniyu/).

Маневровый тепловоз ТЭМ28. https://static.elga.ru/insecure/fit/810/450/no/0/plain/uploads/photo_2021_02_11_14_19_56_66ff52c577.jpg
Маневровый тепловоз ТЭМ28. https://static.elga.ru/insecure/fit/810/450/no/0/plain/uploads/photo_2021_02_11_14_19_56_66ff52c577.jpg

В феврале 2021 года заключён арендный договор с ТМХ «Промышленные Решения» на аренду 2-х современных тепловозов. ООО «Эльга-Транс» получила новые маневровые тепловозы ТЭМ28 с локомотивной бригадой и сервисным обслуживанием. Договор аренды заключили на 8 лет.

ТЭМ28 производит Брянский машиностроительный завод, входящий в состав Трансмашхолдинга. По техническим параметрам тепловоз находится на уровне передовых мировых образцов. Он водит составы, масса которых в 1,5 раза больше, чем способны обслуживать маневровые локомотивы массовых серий. Тепловоз одинаково эффективен как на тяжёлых маневровых, вывозных, так и лёгких горочных работах.

Использование ТЭМ28 может обеспечить снижение расхода топлива более чем на 25% и заметное уменьшение затрат на техническое обслуживание.

Железная дорога Улак - Эльга, март 2021 года. https://static.elga.ru/insecure/fit/810/450/no/0/plain/uploads/Whats_App_Image_2021_03_10_at_12_49_47_50726f072f.jpeg
Железная дорога Улак - Эльга, март 2021 года. https://static.elga.ru/insecure/fit/810/450/no/0/plain/uploads/Whats_App_Image_2021_03_10_at_12_49_47_50726f072f.jpeg

9 марта 2021 года состоялся запуск первого тяжеловесного грузового поезда с Эльгинского месторождения по маршруту Эльга-Улак. Состав перевез 7020 тонн угля, что на 25% превышает прежние показатели.

Переход на тяжеловесные составы — важный этап реализации программы расширения пропускной способности железной дороги «Эльга-Улак» до 30 млн тонн к 2023 году.

Обсуждение с главой Якутии Айсеном Николаевым вопросов развития Эльгинского месторождения. https://nerulife.ru/wp-content/uploads/2021/05/6C92890E-54E6-4B14-8219-7960896A2B6B-640x427.jpeg
Обсуждение с главой Якутии Айсеном Николаевым вопросов развития Эльгинского месторождения. https://nerulife.ru/wp-content/uploads/2021/05/6C92890E-54E6-4B14-8219-7960896A2B6B-640x427.jpeg

В мае 2021 года глава Якутии Айсен Николаев, Председатель Совета директоров Эльгинского угольного проекта Альберт Авдолян и генеральный директор ООО «УК «ЭльгаУголь» Александр Исаев в Якутске обсудили вопросы развития Эльгинского месторождения.

По итогам 2020 года компания выполнила все заявленные планы. К концу 2021 года планировалось нарастить объем добычи до 18 млн тонн в год, к 2023 – до 45 млн тонн и переработать в 30 млн. т готового концентрата (товарного угля). Началось строительство новых угольно-обогатительных фабрик.

Строительство угольно-обогатительной фабрики на Эльгинском месторождении угля. Фото КЦ "Северное сияние" ВКонтакте, 10 мая 2023 год.
Строительство угольно-обогатительной фабрики на Эльгинском месторождении угля. Фото КЦ "Северное сияние" ВКонтакте, 10 мая 2023 год.

На май 2021 года на месторождении работали почти 2 тысячи человек. Кадровая потребность составляла 10 тысяч, в связи с развитием в будущем она составит 20 тысяч. Было принято решение создать специальную образовательную программу для подготовки кадров на Эльгинское месторождение на базе Южно-Якутского технологического колледжа и Технического института (филиал Северо-Восточного федерального университета) в г. Нерюнгри.

В конце ноября 2021 года станцию Улак посетил необычный гость. На 12-часовом поезде из якутского Нерюнгри сюда прибыл миллиардер Альберт Авдолян. Конечным пунктом его маршрута была станция Эльга.

.Альберт Авдолян посещает Эльгинское месторождение угля, ноябрь 2021 года. (Фото Elgacoal) https://cdn.forbes.ru/forbes-static/c/652x367/new/2022/02/1-El-ga-290521-6-61f90f9075532.webp
.Альберт Авдолян посещает Эльгинское месторождение угля, ноябрь 2021 года. (Фото Elgacoal) https://cdn.forbes.ru/forbes-static/c/652x367/new/2022/02/1-El-ga-290521-6-61f90f9075532.webp

В 2021 году компания ООО УК «ЭльгаУголь» приобрела у АО «Трансмашхолдинг» 9 магистральных 3-х секционных грузовых тепловозов серии 3ТЭ25К2М производства Брянского машиностроительного завода. Сумма сделки составила 6,5 млрд рублей.

Эти локомотивы впервые поступили в распоряжение частного оператора - ООО «Эльга-Транс» и приступили к работе - 6 в 2021 году, ещё 3 в январе 2022 года.

Эти тепловозы способны вести тяжёлые грузовые поезда массой до 7,1 тыс. тонн. Они разрабатывались специально для работы на БАМе, в условиях сурового климата и сложного рельефа. Их двигатели, произведённые американской компанией General Electric, обладают резервом по мощности для работы при низких температурах и на высокогорье.

3-х секционный тепловоз серии - 3ТЭ25К2М на БАМе. Фото из Википедии.
3-х секционный тепловоз серии - 3ТЭ25К2М на БАМе. Фото из Википедии.

Объем перевозки угля резко увеличился, при этом удалось снизить эксплуатационные расходы, в том числе на топливо, и сократить среднее время доставки грузов. Тепловозы серии - 3ТЭ25К2М отличаются высокой энергоэффективностью и высокими современными стандартами экологической безопасности.

Модернизация транспортной инфраструктуры стала важнейшим элементом программы развития Эльгинского угольного комплекса, шла весь 2021 год.

17 июля 2021 года на 51-м километре железной дроги Улак - Эльга произошло лобовое столкновение двух поездов. https://vgudok.com/sites/default/files/styles/1040x570/public/field/image/oblozhka_elga_-_2.jpg?itok=9xoXINSe
17 июля 2021 года на 51-м километре железной дроги Улак - Эльга произошло лобовое столкновение двух поездов. https://vgudok.com/sites/default/files/styles/1040x570/public/field/image/oblozhka_elga_-_2.jpg?itok=9xoXINSe

17 июля 2021 года на 51-м километре железной дороги Улак - Эльга произошло лобовое столкновение двух поездов в результате которого четыре человека погибли ещё трое пострадавших с ожогами и черепно-мозговыми травмами были доставлены в больницу. Спасательные работы были осложнены лесными пожарами. Вертолёт МЧС не смог сесть поблизости.

В ликвидации аварии был задействован восстановительный поезд ОАО «РЖД».

Тындинским следственным отделом на транспорте было возбуждено уголовное дело по факту столкновения грузовых поездов по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц».

Восстановительный поезд ОАО «РЖД». Википедия
Восстановительный поезд ОАО «РЖД». Википедия

Поезд № 5217 весом 7100 т следовал в направлении ст. Улак по перегону Разъезд № 3 — Разъезд № 2. Во встречном направлении следовал поезд № 5206 с порожняком. На Разъезде №2 он должен был остановиться, но его машинист проследовал без остановки. По одной из версий у его машиниста случился сердечный приступ.

Опрошенные корреспондентами vgudok.com железнодорожники, принявшие участие в многочисленных обсуждениях случая в соцсетях, склоняются к мнению, что сердечный приступ — удобная для руководства отмазка. На месте столкновения возник пожар, и ни один патологоанатом не сможет подтвердить или опровергнуть версию о приступе.

Владимир Максимов (vgudok.com) считает, что причинами аварии стали:

  1. Сложные условия эксплуатации железной дороги Улак - Эльга: 2/3 длины дороги имеют уклоны до 18°— на один километр пути 18 метров перепада высот, ветка ещё очень извилистая, прямых участков нет вообще, одна кривая переходит в другую. Установленная скорость — 60 км/ч.
  2. Участок однопутный. На станциях и разъездах все стрелки ручные. В таких условиях огромное, если не решающее значение для обеспечения безопасности движения имеет обустройство блокировки, которой не было.
  3. Очень серьёзные вопросы возникают к ООО «Эльга-Транс»: на каком уровне находится подготовка помощников машиниста, если в такой ситуации помощник не остановил поезд?
  4. Может, в условиях труда кроется одна из причин события?

Работа вахтовым методом, проживание в купейном вагоне:

- отдых в пункте оборота в купейном вагоне;

- отдых между сменами не менее 12-ти часов;

- за время вахты (30 дней) выходные не предусмотрены.

https://vgudok.com/lenta/obshchaya-smert-na-neobshchey-zheleznoy-doroge-na-chastnoy-zhd-vetke-ulak-elga-v-avarii

17 июля 2021 года на 51-м километре железной дроги Улак - Эльга произошло лобовое столкновение двух поездов. https://www.amur.life/res/news/14659/928x_/9edd0d28f89da72ff797dbaf0819448b.jpg
17 июля 2021 года на 51-м километре железной дроги Улак - Эльга произошло лобовое столкновение двух поездов. https://www.amur.life/res/news/14659/928x_/9edd0d28f89da72ff797dbaf0819448b.jpg

Модернизация транспортной инфраструктуры продолжилась в 2022-м. Увеличение пропускной способности происходило как за счет обновления путей, так и с помощью расширения парка железнодорожной техники,

В конце 2022 года компания ООО УК «ЭльгаУголь» объявила о завершении модернизации железнодорожной линии Эльга — Улак. Строительство и централизация разъездов по пути следования увеличило пропускную способность железной дороги с 4 до 30 млн тонн грузов в год. После модернизации общая протяженность перегона составляет 360 км, в том числе 20 км соединяют станцию Эльга с обогатительным комплексом «Эльгинский».

Разработка Эльгинского месторождения и эксплуатация железной дороги ведутся вахтовым методом. По хорошей автодороге (зимняя или сухая) транспорт идёт порядка 7-8 часов, весной, летом и осенью, если дорога размыта дождями, время в пути составляет 10–12 часов. Дорога на поезде от станции Улак до Эльги занимает от 20 до 24 часов.

Для работников построен вахтовый посёлок.

Вахтовый посёлок 315 км. Фото КЦ "Северное сияние" ВКонтакте, 21 ноября 2022 год.
Вахтовый посёлок 315 км. Фото КЦ "Северное сияние" ВКонтакте, 21 ноября 2022 год.

В августе 2022 года Альберт Авдолян решил объединить свои угольные активы «Эльгауголь» и «Сибантрацит», а также Огоджинскую угольную компанию (находится под управлением Управляющей компании «ЭльгаУголь»), которая занимается разработкой Сугодинско-Огоджинского месторождения в Амурской области, на базе новой компании «УК Эльга-Сибантрацит» (ЭЛСИ). Она стала третьей по объему добычи угля в России. Добыча компаний, входящих в ЭЛСИ, в 2021 году увеличилась на 19,8%, до 44,7 млн т.

Крупнейший производитель угля в России — «Сиби́рская у́гольная энергети́ческая компа́ния» (СУЭК), в 2021 году добыла 109,8 млн т, на втором месте — «Кузбассразрезуголь», по итогам 2021 года 46,6 млн т. https://www.rbc.ru/newspaper/2022/08/26/630740019a79477122e90ffd

По стоимости реализованной продукции в 2022 году, по данным RAEX Rating Review, ЭЛСИ заняла 4-е место - 186, 5 млрд. рублей (СУЭК - 717,7 млрд. руб., «Кузбассразрезуголь» - 263,6 млрд. руб., «Стройсервис» - 188,3 млрд. руб.), https://uglevodorody.ru/publ/ugolnaya-promyshlennost

Для управления объединенной компанией создана ООО «Управляющая компания «ЭЛСИ». Её генеральным директором стал Александр Исаев. Ранее он занимал должности генерального директора УК «Сибантрацит» и ООО «Управляющая компания «ЭльгаУголь».

Добыча угля Эльгинского месторождения. https://rcbc.ru/wp-content/uploads/2021/08/i-13.webp
Добыча угля Эльгинского месторождения. https://rcbc.ru/wp-content/uploads/2021/08/i-13.webp

ЭЛСИ в июне 2023 года внедрила уникальную для России систему автоматизации процессов мониторинга управления и организации перевозок на железной дороге Эльга-Улак - АСУ «Эльга-Транс».

Она повысила уровень безопасности движения и эффективность перевозок, увеличила производительность труда на 20%, создала условия для увеличения провозной способности в будущем.

Система аккумулирует и обрабатывает данные, поступающие со штатного бортового локомотивного оборудования, станционных источников и внешних профильных ресурсов. В зависимости от условий, данные передаются по радиоканалам, с помощью сигналов GSM или спутниковой связи, что обеспечивает стабильный прием даже в отдаленной местности.

Поездная обстановка отображается на интерактивной карте в режиме реального времени: железнодорожная линия и составы на ней, разъезды, пункты погрузки и разгрузки, путевое развитие, пикеты.

Интерактивная карта железной дороги Улак - Эльга. https://static.elga.ru/insecure/fit/810/450/no/0/plain/uploads/photo_2023_06_09_15_33_27_b764bdec13.jpeg
Интерактивная карта железной дороги Улак - Эльга. https://static.elga.ru/insecure/fit/810/450/no/0/plain/uploads/photo_2023_06_09_15_33_27_b764bdec13.jpeg

Диспетчер онлайн получает информацию о поезде по нескольким десяткам параметров. Среди них номер и координаты состава, его скорость движения, количество вагонов и общий вес угля в них, техническое состояние локомотива и оборудования и др. Данные о завершенных маршрутах содержатся в специальном архиве.

Машинисты на экране в кабине локомотива видят, какие поезда и на каком расстоянии находятся на пути следования, с какой скоростью движутся. Система предупреждает их об опасных участках на дороге и необходимости снизить скорость или остановить локомотив.

Если машинист не реагирует на предупреждения, система самостоятельно поэтапно останавливает поезд. Также она работает в случае встречного движения поездов – в экстренной ситуации она способна остановить оба поезда.

Разработка и внедрение уникального комплекса длились 1,5 года.

Параллельно запущен проект по созданию модуля экономии и учету топлива локомотивов. С помощью штатных бортовых приборов формируется общая база данных по расходу/ перерасходу топлива. В перспективе это позволит обеспечить сквозной учет и контроль расхода топлива от поступления на склад до сгорания в двигателе локомотива.

Тепловоз серии - 3ТЭ25К2М компании "Эльга-Транс". https://static.elga.ru/insecure/fit/810/450/no/0/plain/uploads/Lokomotiv_3_TE_25_K2_M_Elga_46b1f2ce81.png
Тепловоз серии - 3ТЭ25К2М компании "Эльга-Транс". https://static.elga.ru/insecure/fit/810/450/no/0/plain/uploads/Lokomotiv_3_TE_25_K2_M_Elga_46b1f2ce81.png

Российские угольщики воспользовались конфликтом Китая и Австралии, взвинтившем цены в КНР, чтобы увеличить свою долю на крупнейшем в мире угольном рынке. «ЭльгаУголь» в 2022 году создала СП с китайским судоходным оператором GH-Shipping. Компания планирует увеличить поставки в Китай с 1 млн тонн до 30 млн тонн к 2023 году, а в дальнейшем — до 50 млн тонн.

Пропускная способность БАМа и Транссиба, а также портов Дальнего Востока явно недостаточна для экспорта эльгинского угля. Для бесперебойной поставки угля в страны АТР потребовалось другое решение.

Тихоокеанская железная дорога.
Тихоокеанская железная дорога.

Таким стал проект второй частной железной дороги от Эльгинского месторождения угля на побережье Охотского моря, и строительство порта. Длина Тихоокеанской железной дороги - около 500 километров. Её планируемая пропускная способность - около 30 миллионов тонн в год. Стоимость проекта в 2021 гоуд оценивалась в 100 миллиардов рублей. Официально названный срок реализации проекта - 2025 год.

Если вам понравилась моя статья, тогда не забывайте ставить лайк.

Подписывайтесь на канал "География для всех" от Сергея Лашманова и узнаете ещё много интересного о современном мире.

Пишите свои комментарии к моей статье.