К середине июня по поручению президента РФ Владимира Путина федеральное правительство должно подготовить и утвердить концепцию автотуризма в стране. Пилотным проектом в этом направлении станет маршрут Санкт-Петербург – Владивосток, который с развитием некоторой инфраструктуры должен привлечь больше водителей, пожелавших совершить путешествие через всю Россию с Запада к тихоокеанскому побережью или наоборот.
Путешествие в 10 тыс. км
Его общая протяженность составляет порядка 9,6 тыс. км. Но это по прямой, если не сворачивать, например, в Тобольск или на Байкал. При заезде в один из старейших сибирских городов, посещении самого глубокого озера в мире и некоторых других примечательных мест по дороге, длина маршрута превысит 10 тыс. км.
Хотя в данном случае не имеется ввиду, что автолюбители непременно должны проехать все расстояние. Речь идет в целом об улучшении инфраструктуры по данному маршруту, однако подразумеваются туристические поездки на разных его участках: Санкт-Петербург – Новгород – Тверь, Москва – Казань, Новосибирск – Ачинск – Красноярск и др.
В опубликованном документе отмечается, что пилотный туристический маршрут от Северной Столицы до Москвы будет проходить по М-10 «Россия», а далее по новой (строящейся) магистрали М-12 «Восток» (Москва – Екатеринбург); после — через Омск, Новосибирск, Иркутск, Читу и Хабаровск.
Необходимо проделать большую работу
Эксперты обращают внимание на рост внутреннего туризма и желание все большего числа граждан путешествовать на собственных (или арендуемых) машинах, что обусловлено рядом факторов, включая рост цен на авиаперелеты. В последние годы придорожная инфраструктура стала значительно лучше, а в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» модернизировали сотни километров трасс, ведущих к туристическим местам.
Тем не менее, в этом отношении необходимо проделать еще огромную работу, в том числе и в рамках пилотного проекта по осуществлению автомобильного туризма по маршруту Санкт-Петербург – Владивосток, который пока не пользуется большой популярностью.
По словам доцента кафедры «Менеджмент и общегуманитарные дисциплины» Липецкого филиала Финансового университета при Правительстве РФ, к. соц. н. Тимофея Васильевича Башлыкова, для организации комфортного автотуризма по данному направлению в первую очередь важно развивать дорожную сеть с удобными и безопасными магистралями, а также качественные и многочисленные сервисы вдоль них — заправки, кафе, стоянки, отели и другие объекты. В идеале на всем протяжении необходимы точки зарядки электромобилей, для тех, кто выбирает последние в качестве транспорта.
На данный момент, по мнению эксперта, по маршруту Санкт-Петербург – Владивосток в плане развития сопутствующей инфраструктуры наиболее проблемными остаются значительные участки в Сибири и на Дальнем Востоке. Это связано с тем, что на этих территориях плотность населения ниже, чем в европейской части страны, следовательно, ниже уровень инвестиций в инфраструктуру.
— На этих участках не хватает многих элементов сопутствующей инфраструктуры, таких как: отели, магазины, автозаправки; слабее развит придорожный сервис. Кроме того, иногда дороги на этих участках относительно сложны и требуют особого внимания и опыта от водителей, — отметил Башлыков в комментарии нашему каналу.
Он подчеркнул, что при реализации проекта по развитию автотуризма в России, полезно обратиться к опыту других стран. Например, Франция с ее развитой сетью автомагистралей и большим количеством туристических маршрутов отличается тем, что власти страны постоянно внедряют новые инновационные решения для удобства автотуристов, включая круглосуточную помощь на дорогах.
А в Канаде распространена практика создания тематических маршрутов, которые разработаны в соответствии с интересами туристов. Например, есть маршруты по изучению культурного наследия, канадской истории, природных заповедников, виноделия и др.
России еще предстоит многое сделать для того, чтобы автотуризм стал привлекательнее и граждане могли выбирать разные направления для комфортных путешествий. В июле 2022-го на форуме АСИ «Сильные идеи для нового времени» Владимир Путин подчеркнул необходимость развития данного направления в стране, отметив, что для этого нужны дополнительные усилия со стороны государства.
Летом того же года в Ростуризме для путешествующих на своих машинах разработали свыше 130 различных маршрутов, наиболее популярным из которых стало южное направление (Сочи, Дагестан, Эльбрус) и Золотое кольцо России.
В статье использованы изображения с сайта нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» / bkdrf.ru