Спектакль по мотивам «Колымских рассказов» Варлама Шаламова вернется на театральную сцену в Ельцин Центре 30 мая и 24 июня.
Премьера постановки состоялась в 2017 году в преддверии трагической даты – 80-летия начала массовых сталинских репрессий в 1937 году.
Идея инсценировки принадлежит Ярославе Пулинович, режиссер Алексей Забегин. Спектакль — участник программы «Маска Плюс» фестиваля «Золотая маска» и офф-программы санкт-петербургской премии для молодых «Прорыв».
Напомним, что «Колымские рассказы» – цикл из 33 рассказов – так и не были напечатаны в СССР при жизни писателя. В повествовании отражена жизнь заключённых Севвостлага. Цикл был написан в период с 1954 по 1973 год после возвращения автора с Колымы и отражает личный опыт Шаламова, проведшего там шестнадцать лет, в том числе четырнадцать — в заключении (1937—1951). Полное отдельное издание вышло только в 1989 году, через семь лет после смерти писателя.
В спектакле нет привычной канвы: декораций, музыкального сопровождения и зрительного зала. Есть актеры театральной платформы «В Центре» - театра, который находится в центре событий, театр, который не боится эксперимента, ищет новый театральный язык и говорит о том, что с нами происходит сегодня, здесь и сейчас.
Это очень страшное и очень честное повествование о людях, переживших ужасы сталинских лагерей. О том, как умирали от голода, как предавали и оказывались преданными, как сохраняли и как теряли в одночасье человеческое достоинство, превращаясь в загнанных в угол животных, и о том, как холодными колымскими ночами, лежа на пропитавшихся мочой и вшами нарах, твердили стихи, заученные когда-то наизусть. По признанию самого Шаламова именно стихи — Гумилева, Цветаевой, Пастернака — помогли ему выжить в этой нечеловеческой системе, на диких сорокоградусных морозах, среди урок и конвоиров, которые, в сущности, есть одно и то же. Что характерно для прозы Шаламова — он никого не пугает, он не требует жалости к себе или к людям, с которыми ему пришлось пережить свой опыт лагерей, он не бравирует и не обличает. В своей тихой интеллигентской манере он рассказывает — и о том, как урки резали и ели людей, и о том, как расстреливали без суда и следствия, и о том, как люди оставались людьми.
Выходцу из семьи священнослужителей, Шаламову было известно, что значит крепость духа. Возможно, именно опыт жизни и классическое религиозное воспитание помогали ему переносить тяготы лагерного существования. Он писал о победе духа над плотью, жизни над смертью. Он верил в чудо.
Символом дома-музея писателя в Вологде и всего его творчества стала даурская лиственница, «героиня» рассказа «Воскрешение лиственницы». Для Шаламова лиственница – символ русского духа. В рассказе есть слова: «... человек посылает авиапочтой ветку колымскую: хотел напомнить не о себе. Не память о нем, но память о тех миллионах убитых, замученных, которые сложены в братские могилы к северу от Магадана».
И хотя «Воскрешение лиственницы» – это образ из другого цикла рассказов, команда создателей спектакля выбрала именно его лейтмотивом постановки. Для них воскресшая лиственница также образ чуда, торжество духа и творческого начала.
30 мая; 24 июня. Начало в 19.00. Возраст 18+.
Театральная платформа, Ельцин Центр.