Когда кто-то щеголяет своими познаниями в специфике установки плавучих бурильных платформ, а вы нелепо пытаетесь поддержать разговор фразами из серии: “мы это проходили по географии в девятом классе”, разница в уровне качества информации становится очевидна. Всё потому, что знания, которыми можно легко орудовать в разных сферах жизни, которые никогда не забываются и остаются с вами навсегда, приобретаются отнюдь не простым прочтением и подчёркиванием карандашом на полях. Полноценное обучение не происходит при быстром чтении книг или запоминании достаточного количества информации для сдачи теста.
Информация усваивается, когда вы можете объяснить её и использовать в широком спектре ситуаций. Техника Фейнмана позволяет получить больше выгоды от идей, с которыми вы сталкиваетесь, а не превращает новую информацию в изолированные, бесполезные факты. Она использует всю силу преподавания для лучшего обучения.
Техника Фейнмана была разработана нобелевским лауреатом, физиком Ричардом Фейнманом. В статье мы подробно расскажем о ее принципах и удивительных результатах, к которым она приводит.
Когда вы действительно учитесь чему-то, вы даёте себе инструмент, который можно использовать на протяжении всей жизни. Чем больше вы знаете, тем меньше у вас шансов потерпеть фиаско в диалоге, потому что большинство новых вещей будут связаны с тем, что вы уже понимаете.
В конечном итоге цель обучения заключается в том, чтобы понимать мир. Но большинство из нас не утруждают себя целенаправленным изучением чего-либо.
Мы запоминаем то, что нам нужно в школе, а затем забываем большую часть этого. По мере того как мы продолжаем жить, мы целенаправленно не анализируем имеющийся у нас опыт, чтобы расширить применимость наших знаний. В результате жизнь раз за разом дает нам пинка под зад.
Чтобы избежать боли, вызванной неожиданными событиями, используйте технику Фейнмана. Она поможет превратить информацию в знания, которые вы сможете использовать непринуждённо и легко.
Техника Фейнмана
“Любой образованный глупец может усложнить, увеличить и исказить что угодно. Нужна доля гения и много мужества, чтобы поступать наоборот.”
Эрнст Фридрих Шумахер
Техника обучения Фейнмана состоит из четырёх шагов:
- Притворитесь, что объясняете тему, которую сами хотите изучить, ребёнку
- Выявите пробелы в объяснении
- Организуйте и упростите
- Передайте приобретённые знания
Шаг 1: Притворитесь, что объясняете что-то ребенку.
Возьмите чистый лист бумаги. Наверху напишите тему, которую вы хотите освоить. Теперь запишите всё, что вы знаете по теме, как будто бы вы собираетесь научить этому ребёнка.
Важно помнить, что вы учите не своего взрослого друга с образованием бухгалтера, а ребёнка, который имеет только достаточный словарный запас и внимательность, чтобы понять основные концепции и взаимоотношения. Поэтому, вы должны преподнести информацию просто и понятно. Обман с помощью усложнения не прокатит.
В качестве альтернативы оригинальной версии метода Фейнмана, вы можете поставить перед собой, скажем, резиновую уточку для ванны и попробовать объяснить концепцию ей. Инженеры-программисты иногда решают проблемы отладки, объясняя свой код строка за строкой вот такой резиновой уточке. Это звучит глупо, но таким образом вы заставляете себя проходить через свои мысли максимально просто.
Оказывается, что один из способов замаскировать наше непонимание заключается в использовании сложной лексики и жаргона. Правда в том, что если вы не можете чётко и просто определить используемые слова и термины, на самом деле вы не знаете и не понимаете, о чём говорите.
Если вы смотрите на картину и описываете её как "абстрактную", потому что так говорили на уроках изобразительного искусства в школе, вы не демонстрируете понимание. Вы просто подражаете тому, что слышали. Вы не освоили чего-то нового и не пришли к собственным умозаключениям.
Кроме того, когда вы записываете идею от начала до конца на простом языке, который понимает ребёнок, вы заставляете себя понять концепцию на более глубоком уровне и упростить логические связи между идеями. Вы можете лучше объяснить, почему за описанием чего-либо стоит определённая причина.
Запись идеи или концепции помогает вам думать, потому что во время записывания лишаете себя возможности скрыться.
При повторном рассмотрении картины вы сможете сказать, что на ней изображены отнюдь не типичные здания, которые мы видим каждый день. Вместо этого картина использует определенные формы и цвета для изображения городского пейзажа. Вы сможете объяснить, какие именно это формы и цвета. Вы сможете заняться догадками о том, почему художник выбрал именно эти формы и цвета, и сможете передать своё мнение об этой картине.
С высокой вероятностью после того как вы описали картину в наиболее простых терминах, понятных шестикласснику, вы узнаете много об этой картине и об абстрактном искусстве в целом. Несомненно, есть некоторые темы, которые вы сможете легко объяснить – это те вещи, где у вас уже есть чёткое понимание предмета. Однако вы обнаружите ещё много сфер и тем, где всё более туманно.
Шаг 2: Выявите пробелы в объяснении
Области, где вы испытываете затруднения на Шаге 1, и являются местами с пробелами в понимании.
Выявление пробелов в знаниях – участков, где вы забываете что-то важное, не можете объяснить это или просто испытываете трудности с мыслями о том, как взаимодействуют переменные – является важной частью процесса обучения.
Заполнение этих пробелов и есть полноценное закрепление изученного материала.
Теперь, когда вы знаете, где у вас есть пробелы в понимании, вернитесь к источнику материала. Дополните его другими источниками. Ищите определения. Продолжайте, пока не сможете объяснить всё, что вам нужно, простыми словами.
Только когда вы можете объяснить тему без канцеляризмов и простыми словами, вы можете заявить, что разобрались в предмете. Подумайте об этом так: если вам нужны сложные термины, чтобы объяснить то, что вы знаете, то у вас нет гибкости. Получается, когда кто-то задаёт вам вопрос, вы можете только повторять то, что уже сказали.
Простые термины могут быть переставлены местами и легко сочетаться с другими словами, чтобы выразить вашу мысль. Когда вы можете сказать что-то несколькими способами, используя разнообразную лексику, вы действительно хорошо понимаете, о чём говорите.
Умение объяснять что-то простым, понятным способом показывает, что вы проделали работу, необходимую для изучения темы. Пропуск этого шага ведёт к иллюзии знания и понимания – иллюзии, которая может быстро развеяться, когда ваши знания попытаются оспорить.
Выявление границ вашего понимания – это способ определения вашего круга компетенций. Когда вы знаете, что вы знаете (и честно говорите о том, что не знаете), вы ограничиваете ошибки, которые можете сделать, и увеличиваете свой шанс на успех при применении этих знаний.
Шаг 3: организуйте и упростите
Теперь у вас есть набор сделанных от руки заметок, содержащих простое объяснение. Организуйте их в рассказ, который вы можете рассказать от начала до конца. Прочитайте его вслух. Если в какой-то момент объяснение покажется вам непонятным, вернитесь к шагу 2. Продолжайте повторять, пока у вас не получится законченное объяснение, которое вы сможете пересказать любому слушателю.
Если вы будете следовать этому подходу снова и снова, то в итоге у вас накопится целая папка страниц на разные темы. Если вы будете хотя бы раз в полгода перечитывать эту папку, вы сможете оценить, как много новой информации вы смогли усвоить.
Шаг 4: Передайте приобретённые знания
Этот шаг необязательный, но он является логическим результатом всего, что вы только что сделали. Если вы действительно хотите быть уверены в своём понимании, попробуйте объяснить материал кому-нибудь другому (желательно тому, кто мало ориентируется в выбранной теме).
Финальная стадия проверки усвоенного материала – ваша способность передать его другому человеку. Вы можете прочитать то, что вы написали, презентовать материал в виде лекции, попросить своих друзей послушать ваше объяснение, пока вы угощаете их ужином. Вы можете выступить в качестве гостевого спикера в классе вашего ребёнка. Главное – попытаться передать материал как минимум одному человеку, который не сильно знаком с темой.
Вопросы и обратная связь, которую вы получите, бесценны для дальнейшего развития вашего понимания. Фидбек и вопросы, которые вы получите, пробудят ваше любопытство и направят на путь дальнейшего углубления знаний.
Послесловие
Техника Фейнмана - это не только замечательный рецепт для обучения, но и окно в другой способ мышления, который позволяет разбирать идеи на части и восстанавливать их с самого основания. Этот метод позволяет ускорить процесс обучения на основе знаний других людей.
Слишком часто мы хотим казаться умными, а не учиться. Мы киваем даже когда не понимаем, о чём нам говорят. Это упущенная возможность для обучения. Если в разговоре ваш собеседник начинает использовать терминологию, которую вы не понимаете, попросите его объяснить вам это как двенадцатилетнему ребёнку. Вы не только ускорите свой собственный процесс обучения, но и ускорите процесс обучения вашего собеседника.
Подход Фейнмана интуитивно подразумевает, что интеллект является процессом роста, что отражается и в работе Кэрол Двек (Carol Dweck), которая описывает разницу между «фиксированным» и «гибким» интеллектом.
«Человек, который говорит, что знает, что он думает, но не может выразить это, обычно не знает, что он думает».
— Мортимер Адлер
Друзья, спасибо за чтение! Надеемся информация стала для вас полезной и вы не будете откладывать ее применение. Мы написали эту статью на базе материала «The Feynman Learning Technique», опубликованной на fs.blog
А в нашем телеграм канале мы объясняем как больше успевать, меньше уставать и жить наполнено. Подписывайтесь и развивайте личную эффективность вместе с нами –