Найти тему

Почему на дороги тратят миллиарды, а дороги есть далеко не везде?

Построить дорогу – дело исключительно дорогое, на которое в россии выделяются сотни миллиардов рублей каждый год. И это еще при том, что дороги в России стоят на порядок дешевле, чем в той же Европе. Отсюда вполне логичный вопрос простого россиянина: где деньги?

В среднем, структура расходов на строительство НОВОЙ дороги выглядит следующим образом:

  • Искусственные сооружения – 63,5%. Это мосты, путепроводы, тоннели и эстакады. Данный работы относятся к крайне ответственным, поэтому тут оплачиваются и инженерные расчеты, и стройматериалы высшего качества: бетон, арматура, щебень, высшие марки песка и прочее.
  • Сама дорога – 16,9%. Рассмотрим чуть дальше по тексту.
  • Выкуп земли, подготовка площадки – 12,6%. Эти деньги идут на снос старых построек, вырубку деревьев, а также на аренду или выкуп земли.
  • Монтаж или перенос коммуникаций – 7,1%. Это газопроводы, нефтепроводы, канализация, водопровод, ЛЭП, кабели и рельсовые пути.

То есть, основная денежная масса идет на сопутствующие расходы, а не на монтаж самих дорог.

Стоимость покрытия грунтовки асфальтом или снятие старого покрытия и монтаж нового будут далеко не такими высокими, и будут зависеть от:

  • Свойств и категории дороги;
  • Типа дорожного покрытия;
  • Специфики территории;
  • Стоимости и доступности стройматериалов.

Свойства и категории дороги

Все дороги в России можно разделить на 5 категорий по техническим характеристиками и значению:

  • Первая. Трассы с 4 и более полосами и широкой разделительной полосой. На них можно попасть через въезды и через примыкающие дороги. Это автомагистрали, скоростные трассы и дороги городского значения.
  • Вторая. Крупная нескоростная трасса с 2-4 полосами и разделительной полосой. Это дороги между городскими районами, жилыми кварталами и промзоной, между селами и деревнями.
  • Третья. 2-полосные трассы без разделительных полос. Это местные дороги в спальных районах, селах и деревнях.
  • Четвертая. Двухполосные трассы, не рассчитанные на большую интенсивность. Зачастую это проезды и второстепенные местные дороги.
  • Пятая. Однополосные дороги, не предназначенные для постоянного движения. Сюда относятся подъезды к домам и участкам, внутридворовые дороги и т.д.

Логично, что чем выше категория, тем дороже обойдется её строительство.

В Министерстве транспорта РФ указали среднюю стоимость дорожных работ в 2020 году:

Средняя стоимость дорожных работ в 2020 году
Средняя стоимость дорожных работ в 2020 году

А еще на стоимость влияют радиусы кривых, уклон дороги, а также количество перекресток и примыкающих дорог. То есть, чем сложнее трасса на чертеже и на местности, тем дороже обойдется строительство.

Тип дорожной одежды

Есть несколько допустимых норм дорожного пирога, и выбираются они с учетом интенсивности и режима движения, типа нагрузки на покрытие, а также с учетом климата.

В СП 34.13330.2021 есть четкая классификация:

Классификация дорожных одежд из СП 34.13330.2021
Классификация дорожных одежд из СП 34.13330.2021

Разница между разными типами пирога следующая:

  • Капитальное покрытие должно долгие годы выдерживать большие нагрузки, поэтому применяются на дорогах с регулярным движением;
  • Облегченное покрытие может применяться при невысоких нагрузках на парковках, сельских дорогах и внутриквартальных проездах.
  • Переходные – это грунтовка, отсыпанная щебнем и укрепленная гравием. Они являются временными, хотя в селах и могут служить десятки лет.

Примерная стоимость разных типов:

  • Капитальный - до 3000 руб за квадратный метр;
  • Облегченный – до 1500 рублей за квадратный метр;
  • Переходный – до 400 рублей за квадратный метр.

Это ориентировочные оценки, которые могут существенно увеличиться в зависимости от факторов, которые мы рассмотрим ниже.

Особенности территории

Любое строительство дороги должно учитывать особенности местности, поэтому при проектировании дороги обязательно учитывают:

  • Рельеф местности. Наличие гор, холмов, впадин и т.д. Любой перепад высоты компенсируют выемкой грунта или созданием насыпей, что существенно удорожает строительство.
  • Климат. Практически любой стройматериал теряет свойства при заморозке-разморозке, поэтому критерии водостойкости и морозоустойчивости очень важны.
  • Геологические особенности. Несущая способность, пучение, просадки, грунтовые воды – от этого будет зависеть дороговизна подготовки основания для дороги.
  • Наличие застройки. Трасса должна проходить на определенном удалении от жилых домов, загрязнения воздуха не должно быть. Плюс, в застройке нельзя проводить дорожные работы в ночное время.

Стройматериалы

При строительстве дорог и в производстве асфальта используются щебень или гравий, отсев или песок, минпорошки, битум и эмульсии, геотекстиль, цемент и различные модификаторы.

Самым дорогим тут является битум и его производные, и в зависимости от удаленности нефтеперерабатывающих заводов его стоимость будет варьироваться.

Как видите, стоимость дорожного строительства просто колоссальна, поэтому проложить их везде и сразу – непосильная задача практически для любой экономики. А вот почему не следят за текущим ремонтом – это уже вопросы к местным властям!

Лайк, подписка и комментарий по делу всегда приветствуются!

#асфальт #асфальтобетон #асфальтовое покрытие #асфальтобетонное покрытие #асфальтированное покрытие #асфальт для дорог #асфальт для дорожного строительства #дороги из асфальта #асфальтовые дороги