В Советском районе Волгограда аварийно-восстановительная бригада МУП «Метроэлектротранс» вновь и вновь пытается восстановить целость рельсового полотна по линии маршрутов №3 и №4. Речь идёт об участке путей в границах остановки «35-я Гвардейская», где ранее была обнаружена сквозная трещина. Из-за последней один из рельсов не был закреплён, свободно перемещаясь вверх и вниз в месте стыковочного крепления.
Трещина поразила самое уязвимое место рельса –шейку болтового отверстия. Согласно информации из официального каталога дефектов рельсов, утверждённого на федеральном уровне в 2002 году, такого рода повреждения возникают из-за концентрации напряжения на кромках отверстий.
Напомним, два года назад сетевое издание РИАЦ уже сообщало об аварийном состоянии этого участка трамвайной линии. Именно здесь вот уже в течение двух лет местные жители наблюдают «танцы» рельсового полотна: из-за сгнивших шпал оно ничем не удерживается и выгнулось вверх. Под тяжестью проезжающих трамваев рельсы на мгновение прижимаются к земле, а после вновь прогибаются какое-то время в конвульсиях неведанного танцапружиня вверх-вниз.
Несмотря на придание ситуации огласке, не говоря уже о положенных регулярных осмотрах, во время которых специалисты не могли не заметить сложившуюся ситуацию, проблема так и не решена. Не была произведена не то чтобы замена сгнивших шпал, но даже очистка и осмотр их состояния – они на этом участке как покоились под десятисантиметровым слоем земли, скопившейся здесь за года эксплуатации, так и покоятся.
К чему приводит такое отношение специалистов – пассажиры могут увидеть своими глазами. С одной из сторон не выдержал рельс, примыкающий к «танцующему» пролёту.
Порядок действий в случае обнаружения такого рода повреждений давно известен специалистам: «рельсы с трещинами в шейке от болтовых отверстий являются остродефектными и подлежат замене». Соответствующие инструкции содержатся в каталоге дефектов.
Аварийное место было обнаружено специалистами ещё несколько месяцев назад, однако на текущий момент обозначенные в документе работы так и не были выполнены. В начале весны аварийно-восстановительная бригада «решила проблему», подварив гуляющий рельс к стальной накладке. Однако шов не выдержал нагрузки уже на следующий день. Вторая попытка подлатать участок была произведена 23 мая. Но при повторной сварке специалисты повредили рельсовую головку – верхнюю часть полотна, которая принимает на себя основной удар проезжающих трамваев.
Примечательно, что на причину повышенной нагрузки на этот участок путей - сгнившие шпалы - внимание никто так и не обратил. Соответственно, долговечность нового сварочного шва вызывает большие вопросы.
Ранее, 12 мая, на этой же линии, отъезжая от остановки «Улица Чебышева» сошёл с рельсов один из пассажирских вагонов. О причинах происшествия не известно, однако затем специалисты именно здесь заменили шпальную решётку на протяжении несколько метров путей.
Отметим, ранее экспертный совет Минтранса рекомендовал законсервировать этот участок линии. Обоснований данного предложения экспертов в открытом доступе нет. Однако востребованный у волгоградцев маршрут в настоящее время находится в плачевном состоянии.
Здесь положеным образом не оборудовано отведение осадков, значительная часть деревянных шпал сгнила, отсутствуют удерживающие рельсы костыли, наблюдаются многочисленные участки проседания полотна.
При этом в опубликованной осенью 2022 года версии соглашения о передаче управления трамвайной инфраструктуры в частные руки реконструкция данной линии не предусмотрена. Как пояснил в ходе недавней пресс-конференции заместитель руководителя департамента городского хозяйства администрации Волгограда Сергей Комлев, помимо инвестиционной программы компания-концессионер имеет не только возможность, но и обязанность производить текущий ремонт путей по мере необходимости.